Были ли в СССР мода и модницы

Советская элита никогда не носила то, что рекомендовали «для работы, для дома, для семьи».

Все 70 лет советской власти модная индустрия жила очень странной жизнью. В то время как многие коллекции наших дизайнеров получали за рубежом престижные призы и прославляли страну, до потребителя доходило в основном нечто скучное и бесформенное. В роли модных гуру выступали те, кто был на виду в силу своей профессии, - от политиков до телеведущих.

Спасибо Горькому

Советский «от кутюр» имел настоящие буржуйские корни. Дело в том, что первой моду для большевиков создавала Надежда Петровна Ламанова, носившая титул «Поставщик Двора Ея Императорского Величества».

Естественно, она была благородных кровей, хоть и из небогатой семьи. Окончив в Нижнем Новгороде гимназию, Наденька переехала в Москву, выучилась на закройщицу и со временем открыла в столице очень престижное модное ателье. Говорят, что брала дорого, и одевались у нее – после членов царской фамилии, разумеется – только знаменитые артистки.

После революции Ламанова чуть не попала под ее жернова, но за нее вступился Максим Горький, в то время женатый на знаменитой актрисе Марии Андреевой. Так что зарождением советской моды мы во многом обязаны пролетарскому писателю.

Поначалу Ламанову бросили создавать «народные мотивы», но в 1925 году ее модели покорили Париж. Видимо, большевики задумались, что мода не такое уж ненужное для пролетарской страны дело, и Ламановой предоставили относительную свободу творчества.

У нее были ученики, среди которых - Надежда Сергеевна Макарова-Маслова, впоследствии художественный руководитель первого советского Дома моды, располагавшегося на Сретенке.

Всё для блага человека

После войны советским людям было не до нарядов, но мода все же не умерла. Из фильма «Место встречи изменить нельзя» мы знаем, что показы одежды проводились в 1945 году, а хорошие портнихи или, как их называли по старой традиции, модистки, были в большой цене. Еще до окончания войны в 1944 году открылся Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту, о создании которого мечтала Ламанова.

Но настоящей всплеск советской моды произошел в годы оттепели. В 50-60-е годы на авансцену вышла целая плеяда художников-дизайнеров, имена которых сегодня чтут в мире, -  Вера Аралова, Татьяна Осмеркина, Галина Гагарина, Александр Игманд, Света Кочарава, Тамара Мокеева, Ирина Крутикова, Вячеслав Зайцев и другие. Зайцева вообще за рубежом назвали «Красным Диором».

Конечно, их фантазию значительно ограничивали сверху, постоянно диктуя, что необходимо массовому потребителю. Но сама советская элита никогда не одевалась в то, что по распоряжению некоторых ее представителей, рекомендовалось в женских журналах и пособиях для домохозяек. Например, корифей мужской моды Александр Игманд работал на самого Брежнева, не говоря уж о том, что среди его клиентов всегда были ведущие актеры и режиссеры, от Андрея Тарковского до Александра Абдулова.

Несмотря на тернистые пути, по которым мода шла к советскому потребителю, и в те времена были люди, чьим вкусом и выбором мы восхищаемся до сих пор.

Актриса Любовь Орлова

Любовь Петровна сыграла не много ролей, причем среди ее героинь – ткачиха, домработница и почтальонша. Но саму актрису иначе как звездой не называют, имея в виду не только творчество, но и то, как она выглядела.

Орлова и сама неплохо шила, но со временем смогла позволить себе гораздо больше, чем ее зрительницы. Любовь Петровна одевалась у той же Ламановой, а также у знаменитой портнихи Варвары Данилиной, очень придирчиво выбиравшей клиентов. Такой же чести, как Орлова, удостоились актриса Мария Бабанова и прима-балерина Ольга Лепешинская. Бывала Орлова и у стремительно набиравшего популярность Вячеслава Зайцева.

Балерина Майя Плисецкая

Майя Михайловна дожила почти до 90 лет, но никто не мог бы назвать ее старой. Помимо особой стати и походки, Плисецкую отличал необыкновенный вкус и умение одеваться. Ее наряды никогда не были вычурными, но повторить эту «простоту» и элегантность дано не многим.

В детстве у Майи расстреляли отца и чуть не загубили в лагерях мать с маленьким братиком. С младых ногтей Плисецкая ненавидела советскую власть и, видимо, распространяла свое отношение на «совковый» стиль в одежде. Но ее много лет не выпускали за границу, а выглядеть хотелось всегда. И Плисецкая была вынуждена покупать у спекулянтов. Известно, что ее снабжала некая Клара, которая таскалась к своим клиентам с огромной хозяйственной сумкой и драла с них страшные деньги.

Но потом, слава богу, необходимость в этом отпала. Плисецкая увидела мир, а мир – ее. Увидел и восхитился. В том числе – знаменитый кутюрье Пьер Карден. Их дружба, а потом и сотрудничество продолжались много лет. Карден делал костюмы к поздним балетам Плисецкой, которые для нее написал супруг Родион Щедрин. На примерках Карден заставлял Майю Михайловну проделывать балетные па, чтобы убедиться: костюм не стесняет движений артистки и не теряет при этом красоты.

Певица Эдита Пьеха

Эдита Станиславовна всегда помнит, как дебютировала на сцене в лыжных ботинках и в свитере, перевязанном мамой из другой вещи. У нее, польской студентки, приехавшей учиться в СССР, не было денег на платья. Но, выйдя замуж за Александра Броневицкого и став настоящей советской артисткой, Пьеха не уподобилась коллегам, многие из которых не следили за фигурой, не умели толком причесаться и накраситься. Эдита не стеснялась «подглядывать» за звездами мирового кино. Зато она до сих пор считается самой стильной на советской эстраде.

Пьеха тоже одевалась у Вячеслава Зайцева. У нее всегда были наряды, которые казались воздушными. Даже во времена самого сурового дефицита Пьеха доставала шифон и кримплен, выгодно смотревшиеся в сценическом туалете. Ее платья отличались изысканной отделкой – цветы из ткани, боа, блестки, н это всегда было в меру.

Первая леди Раиса Горбачева

Вряд ли кто-то из советских граждан наполнялся гордостью, когда в 1959 году рассматривал снимки, где были запечатлены очаровательная Джеки Кеннеди и маловыразительная Нина Петровна Хрущева. Но когда через 30 лет на экранах появилась Раиса Максимовна Горбачева, ей не простили ни стильной прически, ни хорошей фигуры, а особенно возмущались нарядами, которые всегда были к месту и к лицу. Считалось, что жена генсека, а позже - первого президента СССР, не должна была так хорошо выглядеть, когда в магазинах шаром покати, да еще и цены растут день ото дня.

А между тем, тот же Карден искренне полагал, что Горбачева могла бы одеваться гораздо ярче, но, видимо, старается не выделяться среди своих соотечественников. Знал бы великий художник, что на самом деле думают по этому поводу светские женщины. Они как раз полагали, что первая леди приобретает все за государственный счет исключительно у французских модельеров. Хотя сама Раиса Максимовна утверждала, что одевается на Кузнецком мосту у Славы Зайцева и Тамары Мокеевой.

Диктор Татьяна Веденеева

Советские дикторы, вернее, их прекрасная половина, не только читали с экрана телепрограмму и вели «Голубые огоньки», но и «транслировали» зрительницам, что сейчас модно. Хотя их самих всячески ограничивали: не позволялись крупные украшения, вырезы и прочее. Даже причесывать женщин старались одинаково.

Но все равно у каждой из них было свое обаяние, и каждую по-своему любили, не всегда сразу принимая новеньких. Однако, когда на экране появилась молодая Татьяна Веденеева, ее сразу заметили, а к середине 80-х она стала самой популярной телеведущей в СССР.

Веденеева – не только хорошая актриса и красавица, но и женщина с большим вкусом. Между тем, сама она признается, что не придерживается какого-то постоянного стиля. В ее гардеробе есть платья от российских модных гуру – Зайцева и Юдашкина, а также туалеты от Валентино и Версаче. Но Татьяна любит покупать уникальные вещи, которые она разыскивает на блошиных рынках или в антикварных салонах. А самое главное, умеет носить самую разную одежду и часто становится участницей показов моды. А достойно выглядеть на подиуме дано далеко не каждой красавице и даже актрисе.

Читайте также