Гауди. Архитектура. Барселона

Журнал «Телепрограмма» прогулялся по одному из самых необычных городов мира

Журнал «Телепрограмма» прогулялся по одному из самых необычных городов мира.

Текст: Михаил РЯБИКОВ

Город - это множество уникальных составляющих, их скопление и смешение. Элементов, формирующих поселение людей и представление о нем, - множество: архитектура, история, монументы, памятники, правители, жители, транспортная система, климат в конце концов. Город не может ассоциироваться лишь с одним персонажем, будь то чиновник или художник, тут родившийся.

Но есть, есть в мире несколько городов, настолько тесно связанных с именем какого-то одного человека, что упоминание их по раздельности вызывает скорее недоумение. В числе таких - Барселона и Антонио Гауди.

Говоря о столице Каталонии, мы то и дело вспоминаем великого архитектора. Рассуждая о Гауди, мы все время держим в голове великолепную Барсу. Антонио (а если быть точным, Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Курнет) родился в маленьком каталонском городке Реусе. Случилось это 25 июня 1852 года. Мальчик рос болезненным и скромным, а потому - одиноким. Из-за ревматизма он не мог позволить себе играть с мальчишками из соседних домов. Часами Антонио сидел на берегу моря или в парке, наблюдая за животными и природой. И именно любовь к окружающему миру отчетливо прослеживается в его архитектуре. Как и любовь к родной Каталонии. Буквально все постройки гениального и в то же время сумасшедшего Гауди символичны. Изображения и элементы преисполнены гордости от величия края.

Антонио с детства мечтал быть архитектором, но хотел строить точно так, как творит сама природа. Идеальными интерьерами он видел темное море и светлое небо, а лучшими скульптурами - густые кроны деревьев и воздушные невесомые облака.

Перебравшись в Барселону, Гауди - после пяти лет подготовительных курсов - поступил в Провинциальную школу архитектуры. Получив образование, Антонио приступил уже к профессиональной деятельности. Для начала архитектор спроектировал небольшой дворик для местной управы, а также павильон для международной выставки в Париже. И именно во Франции парня заметил меценат Эусеби Гуэль. Граф надолго станет главным заказчиком Гауди и в какой-то степени - его наставником.

Строения, возведенные по чертежам Антонио, с относительно недавних пор, с конца 50-х - начала 60-х годов прошлого века, считаются символами Барселоны. Дома Мила и Бальо с их причудливыми башенками и балюстрадами, дворец и парк Гуэля с их разноцветными мозаиками и, конечно, по сию пору возводимая Саграда Фамилия небезосновательно притягивают туристов со всего мира.

В общей сложности семь барселонских построек Гауди входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И это, надо сказать, беспрецедентно! Недаром вот уже порядка десяти лет идет масштабная кампания, цель которой - причислить Антонио к лику святых. Последователи и поклонники творчества Гауди намереваются сделать его святым покровителем всех архитекторов.

По самым скромным подсчетам, ежегодно познакомиться с архитектурой Барселоны приезжают около полумиллиона туристов со всего мира. Большая часть уникальных строений расположена в центре города, поэтому кому-то достаточно и однодневной экскурсии (к слову, подобные туры зачастую называют «Барселоной Гауди», хотя в такие маршруты обычно включено посещение зданий, возведенных не только этим архитектором). Однако куда логичнее прожить здесь хотя бы недельку, отдав предпочтение неспешным пешим прогулкам между тамошними достопримечательностями, катанию на арендованных тут же велосипедах и ничегонеделанию под приятным солнцем Барсы: песчаный пляж в черте города так и манит!

Променады лучше начинать сверху, с холмов, на которых красуется парк Гуэля. Насладившись видами и пейзажами и постепенно спускаясь по городским склонам, путешественники будто бы погружаются в красоты Барселоны.

Дома

Гуляя по центру, туристы наверняка, даже сами того не желая, сталкиваются с двумя необычными строениями авторства Гауди - домами Бальо и Мила, - образчиками весьма нестандартного стиля...

Сразу после окончания строительства дома Мила (иначе - Педрера) журналисты окрестили его «рукотворной скалой». Стены «скалы» похожи на морские волны, причудливые балконные ограждения - на цветочные композиции, а дымоходы напоминают рыцарей.

Не менее фантасмагоричен дом Бальо. Асимметричное строение с крышей в виде чешуйчатой змеиной спины, украшенной шарами, вот уже десятки лет производит на туристов удивительное впечатление. А сочетание керамики и стекла лишь подчеркивает природную естественность яркого дома.

Парк

Разбитый по заданию Эусеби Гуэля и спроектированный Гауди парк в начале 1900-х должен был стать жилым кварталом для нуворишей и прочих успешных деятелей той эпохи. Но, как это часто бывает, проект оказался провальным. Кабальные условия (дизайн всех домов должен был согласовываться с самим Гуэлем), немалая стоимость и жуткое транспортное сообщение с центром города сделали свое дело - строить или же покупать шале в парке никто не стал. В итоге там появилось всего три жилых строения, одно из которых принадлежало... Гауди.

Уже в 1918 году наследники Гуэля быстренько продали парк городским властям, которые, в свою очередь, предпочли открыть его для всех желающих. Это местечко любят не только туристы, но и местные жители. Здесь они устраивают романтичные свидания и бодрящие утренние пробежки. Кстати, часть сцен из кинофильма Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» снималась именно в парке Гуэля.

Храм

Самым знаменитым и до сих пор не достроенным детищем Антонио Гауди считается Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства.

Архитектор создавал свое детище - проектировал и начинал строить - более 40 лет, вплоть до своей трагической и нелепой смерти под колесами трамвая. «Мой заказчик никуда не спешит!» - иронично замечал Антонио в ответ на упреки в медлительности архитектора. Под заказчиком мастер, разумеется, имел в виду Бога.

Конструкция храма является уникальным изобретением Гауди. Величественное строение держится на параболических арках и огромных наклонных столбах, напоминающих деревья. Как утверждают строители, продолжающие дело Гауди, им осталось «совсем чуть-чуть» - каких-то 15 - 20 лет. Однако попасть внутрь храма, равно как и насладиться элементами его фасадов (Страстей и Рождества), можно уже сейчас.

Покупая входные билеты, арендуя аудиогиды или просто жертвуя деньги, туристы ежегодно оставляют тут около 20 миллионов евро, еще столько же дают меценаты. На эти средства и ведется строительство одного из самых великих храмов мира.

Фото автора.

Читайте также