Личные драмы и любимые мужчины Валентины Толкуновой

Певица, которой 12 июля исполнился бы 71 год, молчала о своих семейных проблемах и скрывала от всех свою страшную болезнь

«А любовь-то лебедем», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики сопят» – своими душевными песнями, ласковым, очень женским голосом, своими фирменными материнскими интонациями Валентина Толкунова создавала сценический образ любящей жены и матери. Возможно, только на сцене она и могла быть по-настоящему счастлива – личная жизнь звезды, которую называли «хрустальным голосом советской эстрады», складывалась не так, как ей бы хотелось.

Девушка из джаза

Родилась Валентина Толкунова 12 июля 1946 года в Армавире – но, когда ей был всего годик, ее семья переехала в Москву. Музыку она полюбила еще совсем ребенком – постоянно распевала песни из репертуара Шульженко, Утесова, Руслановой. Когда девочке исполнилось десять, ее отобрали в детский хор Центрального дома железнодорожников; через два года Валя уже была солисткой этого хора, а окончив школу, поступила в Институт культуры на дирижерско-хоровое отделение.

Вскоре юная Валентина стала солисткой вокально-инструментального коллектива «ВИО-66», в рекордные сроки освоив азы исполнения джазовой музыки. Руководил оркестром Юрий Саульский. Он-то и стал первым мужем Толкуновой – ей тогда было 20 лет.

Работать приходилось на износ – оркестр постоянно гастролировал. Валентина перевелась в музучилище при Московской консерватории, затем в училище имени Гнесиных, которое и окончила с отличием – и все это, что называется, без отрыва от производства. Ей аплодировали, ее карьера шла вверх – а вот брак дал трещину: Валентине стало известно, что ее муж не на шутку увлекся молодой актрисой, в итоге семья распалась. Для Толкуновой это был тяжелый удар: воспитанная в строгости, она была с ранних лет настроена на то, что у женщины должен быть один любимый мужчина на всю жизнь. Певица очень тяжело переживала развод.

Примерно в то же время она решила, что джаз – это не для нее. Первой песней, с которой Толкунова дебютировала в качестве сольной певицы, становится «Ах, Наташа» Шаинского. Композитор, считавший песню неудачной, потом был весьма удивлен ее громкому успеху.

Душевный разговор

Очень быстро выясняется, что мягкий и задушевный, хотя и небольшой, голос Толкуновой – как раз то, что хочет публика, порядком уставшая от бравурных «взвейтесь да развейтесь». Толкунова становится солисткой Москонцерта, и песни «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Одинокая гармонь» начинает петь вся страна, а сценический образ, созданный Толкуновой, – образ женщины с добрым русским лицом, с роскошной косой и мягкой улыбкой – становится, как бы сейчас сказали, трендом.

Спустя три года после развода певице вновь удается влюбиться – в журналиста-международника Юрия Папорова. Она родила от него сына и не уставала повторять, что замужем за прекрасным человеком. Валентина радовалась устроившейся семейной жизни – но тут мужу предложили длительную командировку в Мексику. Поехать вместе с ним означало прервать карьеру певицы; остаться – значит пережить долгую разлуку. Валентина выбрала второе – на радость зрителям и на горе себе: командировка ее мужа длилась 12 лет.

Ты за любовь прости меня

Несмотря на то, что Толкунова формально была замужем, ей постоянно приходилось страдать от одиночества. Соломенная вдова, чей муж уехал за океан, она выплескивала всю свою способность любить на единственного сына. У нее не было возможности уделять ему достаточно времени, пока он был маленьким, – как у многих работающих женщин тех лет; возможно, именно поэтому ее привязанность к сыну стала болезненной – Толкуновой постоянно казалось, что она чего-то недодала своему мальчику.

Она всюду старалась брать его с собой, боялась выпустить из вида, могла отчитать прилюдно, как маленького, забывая, что Николай уже взрослый мужчина со своими взглядами на жизнь. В последние годы жизни певицы сын пытался протестовать, как мог избегал этой навязчивой опеки, чего Валентина никак не могла принять. Она превратилась в настоящий комок нервов, переживала из-за любого пустяка.

О том, что у певицы рак, до последнего не знал никто. Она страдала от боли молча, до последнего выходила на сцену и пела. Врачи настаивали на том, что ей нужно отдыхать, – но Толкунова пренебрегала их советами. Возможно, потому, что по-настоящему жила только на сцене.

Умерла Толкунова 22 марта 2010 года.

Читайте также