Брат каждому. Почему Сергея Бодрова любили все

Светлая жизнь и мистическая гибель Сергея Бодрова

Двадцать лет назад, в мае 1997 года, на фестивале "Кинотавр", прошла премьера картины Алексея Балабанова "Брат". Актер, воплотивший на экране ветерана Первой чеченской войны Данилу Багрова, Сергей Бодров-младший, получил не только приз за лучшую мужскую роль. На него моментально и одновременно обрушились шквалы критики и всенародной любви.

Роль как поступок

Бодров не любил, когда его называли  артистом. В интервью он объяснял, что настоящие артисты устроены иначе, он же воспринимает каждую роль как поступок. Но поступком было не лицедейство само по себе, а то, что именно ему давали право в чем-то убеждать зрителя. И Сергей старался делать это максимально искренне, исходя из собственных принципов. Те, кто работал с ним на съемочной площадке "Брата", говорят, что входя в кадр и выходя из него, Сергей не изменялся, он был понятен и органичен в понимании героя своего времени.

Критики взахлеб упрекали Данилу Багрова в примитивности, нетерпимости и излишней простоте. Бодров-младший не торопился опровергать эти утверждения и объяснял: "У меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата..."

Жизнь измеряется в картинах

Сергей не лукавил и не кокетничал, говоря, что он – не артист. Именно такой «приговор» молодой человек вынес себе, еще будучи абитуриентом. Собирался поступать во ВГИК, но отец, режиссер Сергей Бодров, в отличие от многих родителей-режиссеров, не побежал помогать, а предложил сыну заглянуть в себя, присмотреться и постараться понять, есть ли где-то внутри актерская искра. Таковой не нашлось. И рассудительный юноша пошел изучать историю искусств в МГУ.

Уже на пике славы, в 1998 году, Бодров-младший защитил кандидатскую диссертацию на далекую от актерства тему: "Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения". И, по его словам, приезжая в очередной город, мог целый день провести у одной-единственной картины в местном музее.

В кино попал случайно

Впервые Сергей появился на киноэкране в 1989 году. Вроде бы «по блату» - он сыграл в фильме своего отца "СЭР" ("Свобода - это рай"). Но, скорее, не отец помог сыну, а наоборот. Для одного из эпизодов картины о спецшколе для малолетних преступников потребовался исполнитель, стриженный наголо. Никто из членов съемочной группы не захотел расставаться с шевелюрой. Тогда Бодров-старший обрил сына и отправил работать.

Главная роль в фильме "Кавказский пленник" тоже досталась Сергею случайно. Он напросился с отцом на съемки в Дагестан и собирался выполнять подручную работу. Но неожиданно стал партнером Олега Меньшикова. Получился великолепный дуэт, который блистал и в фильме «Восток-Запад». А за роль рядового Жилина в «Кавказском пленнике» Сергей удостоился многих наград, в том числе и Госпремии.

Всенародный Дед Мороз

Неожиданная роль выпала Бодрову-младшему в суперпопулярной постперестроечной телепрограмме «Взгляд». Он и его коллеги взяли за правило "дедморозить". Молодым людям на почте с радостью отдавали письма на имя новогоднего волшебника – иначе эти послания в «никуда» просто уничтожили бы. И ведущие старались выполнить нехитрые желания ребят. В шубе и с бородой Сергей приходил на утренники, где развлекал детвору и раздавал купленные за свой счет подарки.

Свою работу на телевидении Бодров-младший старался использовать для того, чтобы делать добрые дела, в первую очередь - помогать детям. Своих детей у Сергея и его жены Светланы Михайловой было двое - дочь Ольга и сын Александр. Младший ребенок родился в начале августа, за месяц до роковой поездки Бодрова-младшего на Кавказ.

Дурные предчувствия

Сергей Бодров-младший не скрывал, что берется за свой фильм "Связной" со страхом. Робость и боязнь у него, по его собственному признанию, вызывал успех первой картины "Сестры".

Идея "Сестер", ставших своеобразной аллюзией на "Брата", возникла у Бодрова-старшего. Он поделился ею в общих чертах с сыном, и непрофессиональный актер за две недели превратился в непрофессионального сценариста, создав рабочий проект. А затем взялся и за режиссуру.

Картина, в которой свою первую роль сыграла Оксана Акиньшина, получила Гран-при за лучший дебют. А на Московском международном кинофестивале 2001 года Сергею Бодрову достался специальный приз - 10 тысяч метров кинопленки.

Молодой режиссер говорил, что первую ленту снимал «безбашенно» и легко, поскольку не сомневался, что все получится. А вот со второй картиной у него такой уверенности не было - только дурные предчувствия.

Гибель Бодрова можно было предотвратить

20 сентября 2002 года съемочная группа фильма «Связной», которую возглавлял Бодров-младший, работала в Кармадонском ущелье (Северная Осетия). В восемь вечера по местному времени с отрога Казбека сорвался ледник Колка. Спустя 20 минут ущелье было накрыто 300-метровым слоем грязи, льда и камней. Поток двигался со скоростью от 160 до 200 километров в час, снося деревни, базы отдыха и туристические лагеря.

В первые дни после трагедии, унесшей жизни полутора сотен человек, основной версией называли срыв подтаявшего ледника. Позднее специалисты пришли к выводу, что в горах произошло движение тектонических плит, вызвавшее мощный газохимический выброс.

Накануне в горах слышали тревожный шум, и сейсмические станции фиксировали необычную активность. К несчастью, эти предвестники беды не были вовремя распознаны и «переведены».

Погиб как герой

По сценарию, который написал Сергей, в финале фильма "Связной" должны были выжить только двое из основных персонажей. Актерам, которые играли эти две роли, действительно удалось вернуться домой - они улетели из Северной Осетии раньше, не дожидаясь остальную группу. Герой, которого играл сам Бодров-младший, должен был погибнуть.

Во владикавказской гостинице, где жили Бодров и его команда, одновременно размещалась еще одна съемочная группа. Режиссер Ярополк Лапшин снимал фильм "Сель" о сходе ледника, уничтожившем несколько поселений. Съемки велись в Алагирском ущелье, совсем рядом с Кармадоном, и завершились за несколько дней до схода ледника "Колка". Этот фильм стал последним для Лапшина.

Заканчивая последний телефонный разговор с женой, Сергей как бы завещал Светлане: «Береги детей».

Читайте также