интервью

Дима Билан: «Пришло время попрощаться с монстрами в голове!»

Дима Билан: «Пришло время попрощаться с монстрами в голове!»

Наставник проекта «Голос. Дети» рассказал, как ведет борьбу внутри себя и почему отказался от денег Аллы Пугачевой.

Дима Билан
Фото: Арсен МЕМЕТОВ

В выходные в эфир возвращается самый успешный телепроект страны — шоу «Голос. Дети». И если отношения со «взрослой» версией проекта Дима Билан завершил, то маленьких артистов еще подучит. Придя на «Голос» восторженным и экзальтированным молодым человеком, Дима за три с половиной года обзавелся опытом, остепенился и стал серьезным наставником. Меняется и его отношение к самому себе — прыгучий и легкомысленный Билан в белой майке и джинсах на бедрах остался в прошлом, впереди взвешенный и вдумчивый Билан в черном костюме. Может быть, именно сейчас пришло время сломать матрицу и завести семью? Об этом журнал «Телепрограмма» и расспросил артиста.

«От дорогих подарков родителей отказываюсь»

Третий сезон шоу «Голос. Дети» для вас станет шестым по счету «Голосом» — с учетом трех «взрослых». Этот проект для вас уже больше чем телепередача?

— Это кусок жизни, который поглощает полностью. Заходишь — и не можешь вынырнуть ни на минуту. Постоянно возникают вопросы, которые необходимо решить. Целая махина! Это все лежит не на поверхности, а скрыто от глаз зрителя. Детали остаются за кулисами, но они занимают 80% времени. Выключиться из процесса невозможно. Появляются родители, которые объясняют, что у каждого ребенка неповторимая ситуация…

И я, как человек сердобольный, стараюсь идти на контакт, принимать во внимание все реплики. Но при этом надо уметь не обращать внимания на обиды. Ведь если дети не попадают на проект, виноватым оказываюсь я. Именно на мне лежит ответственность за решения. Приходится говорить юным артистам, кто едет домой, кто остается, кто лучше, а у кого не получилось.

— Что труднее: озвучивать вердикт или видеть потом глаза детей?

— Тяжело обращать внимание человека на его минусы. Тем более маленького человека. Представляю, как я бы отреагировал на такие замечания! Поэтому всегда приходится тщательно подбирать слова, а это трата душевных сил. Быть добрым, а не казаться, гораздо сложнее, чем изображать строгого и беспощадного наставника, который говорит в лоб: «Это плохо».

— Были случаи, когда родители из любви к ребенку переходили границу и предлагали вам подарки, падали на колени, обрывали телефон?

— Настоящие судьи до начала заседания не имеют права обсуждать со сторонами дело. Это может косвенно повлиять на процесс. Так и нас на «Голосе» стараются грамотно отодвигать от участников и родителей. Правда, я бросаюсь на амбразуру сам, контактирую с родителями, о чем потом жалею (улыбается). Конечно, провожу общее собрание для всех перед началом эфиров — объясняю, как это будет происходить и чем закончится. До начала эфиров все — хорошие, спокойные и адекватные люди. Как только начинается конкурс, родители как с цепи срываются! Раньше мне пытались дарить дорогие подарки — не брал. Цену подаркам я знаю и считаю, что это неправильно.

Голос. Дети, Дима Билан
Дима продолжит азартно наставлять юных участников в шоу «Голос. Дети». Фото: Дмитрий ТКАЧЕНКО

— Насколько дорогие? Машина, часы, золотой перстень?

— Опустим подробности. Могу сказать, что не дешевые презенты и не сувениры. Дорогая хорошая вещица. Просто не хочу, чтобы это давило на меня, даже если подарок дружеский.

«Есть желание сбросить балласт ярлыков»

— Неожиданной новостью стало то, что вы прошли кастинг на главную роль в исторической драме о Первой мировой «Герой». Как вообще кино появилось в вашей жизни?

— Это не первый случай, когда я пробую работать в кино. Некоторое время назад мне предлагали сняться в роли самого себя. Мы записали короткие кинозарисовки, по 7 — 8 минут, это была сцена в лифте с якобы моей фанаткой. Потом начались проблемы с бюджетом, и съемки заморозили. Вообще это серьезная для меня веха. Давно желал хорошую роль. Что касается «Героя», мы полгода вели переговоры. Я сомневался, потому что не каждый день читаю сценарии. Если в музыкальном бизнесе я понимаю, где стоит засветиться, а где — нет, за что надо браться, а что плохо повлияет на карьеру, то в кино я новичок.

Дима Билан, герой
Скоро выходит драма «Герой», где Билан сыграл главную роль. Фото: Пресс-служба фильма «Герой»

— И что же вас убедило?

— При принятии важных решений всегда надо прислушаться к себе, и тогда в какой-то момент прозвучит щелчок. А за ним наступит и понимание — надо или нет. В случае с «Героем» таким щелчком стала история моей семьи. Я начал изучать генеалогию, и оказалось, что фактически играю своего прадеда (в картине Дима исполняет роль Андрея Куликова, который едет в Париж навестить могилу прадеда, погибшего в Первой мировой войне поручика. — Авт.). Так что здесь не было никакой подтасовки или натяжки. Мой прадед действительно служил в Сводной казачьей сотне Николая II и был приближен к царской семье. Обучал конному делу семью императора. В одном из музеев недалеко от Москвы хранится его сундук с реликвиями. Все это мне написал в письме дядя — и на меня это произвело колоссальное впечатление. Я ощутил, что имею полное право сниматься в этой картине. У меня большое число монстров в голове, один из них заставляет меня делать все в жизни на отлично. Так вот, в «Герое» Дима Билан сделал все от него зависящее.

— Еще один «монстр» — это электронный проект Alien24. Лаунж, фанк, эмбиент, нью-диско — каких жанров и стилей там только не намешано. Это, как кино и телешоу, тоже попытка отойти от поп-музыки?

— Это попытка пощупать сегодняшнее время. Попытка услышать себя как композитора. В том, что я — композитор, долго не мог признаться себе. Но пришло время сказать монстрам в голове «Адьес!» и спросить: «Если не ты, то кто?» Мы с Андреем Черным начали работать. Это был выход из привычного образа жизни. Желание узнать, какие звуки и ритмы используются сегодня, как развивается музыка. Так я обогащаюсь и не деревенею. Причем электроника — только часть неисследованного. Теперь думаю: раз у меня классическое музыкальное образование, может быть, найти время и потратить на занятия, сделать концерт романсов? Спеть это в оперной позиции. И это можно! А электроникой болею давно, это не противоречит моему основному пути.

— Строчки одной из песен Alien24 переводятся так: «Я не железный, просто я терплю, у меня тоже, тоже есть сердце». Вы уверены, что это лишь музыкальный эксперимент, а не этап взросления и качественного изменения?

— Не сказал бы, что это изменение качества — музыки или моего отношения к ней, отдачи — Дима Билан делает все как прежде. Но это проба пера. Или желание реализовать мысли, которые непонятны радиостанциям. Смена настроения. Не знаю, куда это выведет…

— Бывает, что песни стираются из вашей памяти? Была яркая вещь, но время прошло, и вы к ней не возвращаетесь?

— Они уходят сами собой. Из-за неактуальности проблемы, которая существовала на момент написания трека. Я же визуализирую песню в голове во время исполнения. Нет проблемы — нет песни. Какие-то вещи кажутся слишком сентиментальными, какие-то — слишком детскими, они тоже исчезают. Это логично. Сейчас создаю новую программу, в которую включаю и старые треки. В ноябре в «Крокус Сити Холле» будет концерт, там они прозвучат. В определенном смысле это перезагрузка. Сейчас, когда я пишу музыку для Димы Билана, происходит так. Открываю ноутбук, захожу в программу, работаю и понимаю, что выходит просто, ненавязчиво. Ага, думаю я, надо отдать Диме. Если же углубляюсь, начинаю копаться и дохожу до сокровенного — отдаю Alien24.

— То есть внутри вас борются два Димы Билана — работяга на галерах поп-индустрии и тонкий художник с двумя высшими образованиями?

— Как сказать… Любой человек дуален. И каждый артист борется с чем-то. Именно поэтому и начинается движение, возникают идеи и происходит творчество. Могу сказать, что закрывать проект «Дима Билан» я не намерен. Он будет жить, надеюсь, с ним будет все хорошо. Дима Билан продолжает работать — причем не в клубах, а на больших площадках. Это в начале 2000-х я начинал с ночных клубов и, кстати, был креативнейшим гостем в них! А теперь есть желание омолодиться, сбросить балласт ярлыков. Это состояние свежести, незапачканности руками людей — мне его не хватает. И поэтому я продолжаю путь обновления.

Евровидение, Дима Билан
От того легкомысленного артиста, что выступал на «Евровидении», остался лишь голос. Фото: REX/FOTODOM.ru

«Мало кто сможет жить с таким человеком»

— Насколько вас выбило из колеи ограбление дома в прошлом году?

— Понять, как это ударило по мне, до сих пор не могу. Я жил открыто, по привычке из юности — там, где улица, где друзья заходят в дом без стука, где шумная компания галдит на кухне. И вот последнее теплое воспоминание об этом времени взяли и разорвали. Психологически было невозможно тяжело. К тому же перенес ситуацию «на ногах» — через два дня был в туре. Конечно, могу себе дать указание собраться. Но как долго человек может давать себе эти установки? На сколько хватит сил? «Собиралка» может и сломаться.

— Может, будь рядом с вами близкий человек, справляться с проблемами было бы легче?

— А кто сказал, что, когда меня обворовали, никого рядом не было? Буквально в этот же день мне позвонила Алла Борисовна Пугачева, пригласила заехать к ней в офис и сказала: «Тебе надо как-то сейчас перебиться», предложила несколько пачек денег. Я, конечно, был изумлен и поблагодарил. Мы пообщались. Она помогла мне контактами для расследования. Но деньги я не взял. И вообще, есть разные люди — кому-то нравится жить напоказ, кому-то нет. Вот будь у меня семья, я не выносил бы это на суд общественности. Сохранял бы этот островок в недоступности. Потому что я человек, который много отдает, и мне тоже нужна подпитка. А «электростанция» должна находиться в тихом месте, чтобы никто к ней не подключался.

— Значит, все же «электростанция» нужна?

— Как ответственный человек я не могу принимать скоропалительных решений. Мне надо довести свою сестру (Анна учится в США. — Авт.). И это не лирика! Я до сих пор слышу от мамы: «Вы в ответе за решение, которое приняли». То есть я несу ответственность за жизнь 20-летней сестры. Есть и крестник Саша (сын Евгения Плющенко и Яны Рудковской. — Авт.). Я часто думаю: семья, дети, теплая жизнь — так здорово! Часто с друзьями обсуждаем эту тему. Но пока я не вижу, как можно интегрировать себя в семейную жизнь. Из-за работы мне часто приходится думать о себе. Ведь люди артистического склада сидят внутри себя, смотрят вглубь себя. Артисты — это и есть та самая машина, которая беспрерывно работает, каждый из них всегда анализирует себя. Мир как будто бы недолюбливает нас, как кажется нам. Мало кто сможет жить с таким человеком.

— Смотрите: проект «Голос. Дети», крестник Саша. Весь ваш Инстаграм заполнен детьми! Может, сама Вселенная подсказывает?

— (Долгая пауза.) Скорее напоминает. Но пока мне хватает этого. Не могу брать на себя столько груза ответственности.

— А как же хулиганский азарт?

— В последнее время все больше прислушиваюсь к себе. Стараюсь общаться с людьми, которые что-то стараются дать, а не забирают. Подчищаю контакты. Меняю номер телефона. В январе прекрасно провел время в Москве: почти ни с кем не общался. Буквально: не говорил. Пытался соскучиться по речи. Иногда понимаешь, что есть слова, которые употребляются по сто раз, и от этого становится дурно. Хочется замолчать, никого не слышать и не говорить. Это последствия последних четырех лет спрессованной жизни. Выпустить пар? Бывает и это: можно поджечь что-нибудь или сломать (смеется). Можно выпить. Помня о том, что на следующий день работать.

Дима Билан
«В последнее время стараюсь ограничивать общение. Удаляю контакты. Меняю номер телефона». Фото: Арсен МЕМЕТОВ

«Сестра сама поймет, хочет она остаться или вернется»

— Почему после шоу «Призрак оперы» вы не появляетесь на ТВ нигде, кроме «Голоса»?

— Я готов к любой реальности. Порой мы не ожидаем изменений, которые с нами могут произойти. Но к новому я всегда готов и стремлюсь быть первооткрывателем. Поэтому, с одной стороны, не против участия в разных шоу — был у меня гостевой номер в проекте «Точь-в-точь» (артист перевоплотился в Лучано Паваротти. — Авт.). Это тяжелейший труд. Но с другой стороны, времени на съемки почти нет, и это хорошо. Иначе бы давно себя дискредитировал (смеется). Если честно, то не вижу пока ни в одном телепроекте прямого вызова самому себе. Того, что изменило бы меня. А мне интересно лишь это.

— По-вашему, почему за океаном никто из наших артистов не заблистал? Хотя многие пробовали.

— Запрещенные приемы — называть оперу и балет — использовать не буду. Но в США работает колоссальное количество русских людей творческих профессий: операторы, режиссеры, художники. Если говорить о поп-музыке, то, наверно, уже нет понятия «сделал карьеру на Западе», есть понятие «мировой шоу-бизнес». То, что выстреливает в интернете, то и живет. Америка питается свежими трендами. Моя сестра живет в Лос-Анджелесе и учится на режиссерском факультете в киноакадемии. Так вот она рассказывала, как их учат. Преподают сегодняшний день! Передовые технологии: как сделать ролик смотрибельным, какое кино котируется, как смотреть на создание картины — как наблюдатель или как герой внутри нее. Не теория, не история, не основы кинопроизводства, а современный подход. США — страна с легким отношением к жизни. Их учат тому, что все не вечно. Это и позволяет развиваться быстрее. У нас многое отдается пониманию глубины, души, идеи. В этом смысле я — безраздельно русский человек. Свою действительность нужно превозносить, тогда и находиться в ней будет приятно. Поэтому, если мы понимаем, что это наша земля, наша зима, надо по возможности находить в этом магию, неповторимость и исключительность.

— Сестре нравится там?

— Да. Не знаю, останется ли она. Наверно, лет через 5 — 7 наступит ключевой момент, когда Аня поймет, чего она хочет — остаться или вернуться. Пусть решает, взрослый человек все-таки.

— Представьте себе ситуацию: встречаете школьного друга, который не знает, чем вы занимаетесь. Что бы вы ответили на его вопрос: «Ну как ты? Что делал последние 18 лет?»

— Я бы не рассказал ему ничего.

«Голос. Дети»
Суббота/21.30, Первый


Личное дело

Дима Билан (при рождении Виктор Белан) родился 24 декабря 1981 года в п. Московский (Карачаево-Черкесия). Окончил музыкальную школу по классу аккордеона. В 2003 году окончил Гнесинское музыкальное училище, в 2005 году — ГИТИС. В студенческие годы начал работать с продюсером Юрием Айзеншписом. В 2006 году представил Россию на «Евровидении» в Афинах с песней Never Let You Go и занял второе место. После смерти Айзеншписа начал работать с продюсером Яной Рудковской. В 2008 году выиграл «Евровидение» в Белграде c песней Believe. Лауреат множества музыкальных премий и конкурсов. Участвовал в телешоу «Live с Биланом», «Призрак оперы», а также в качестве судьи — в проектах «СТС зажигает суперзвезду», «Голос», «Голос. Дети». Холост.

«Герой»
В кинотеатрах с 31 марта