Григорий Лепс: «В Новый год работаю, так что увижу семью только к Рождеству»

После дебютного сезона в шоу «Голос» артист поделился ощущениями от нового опыта и прожитой жизни

После дебютного сезона в шоу «Голос» артист поделился ощущениями от нового опыта и прожитой жизни.

Один из самых высокооплачиваемых артистов страны принял журнал «Телепрограмма» в своем продюсерском центре - огромном трехэтажном здании в тайском стиле недалеко от Москвы. И предельно откровенно рассказал, почему ему запретили рисовать на «Голосе», зачем выменял икону на машину и для чего спел на Дне города Москвы «Я уеду жить в Лондон».

- Когда вас пригласили на «Голос», вы еще числились ведущим «Главной сцены». Насколько предложение было неожиданным?

- Большой неожиданностью не стало. Телеведущий - не моя стезя. Этому надо учиться, поэтому уход из «Главной сцены» был предсказуемым. Другой вопрос, что и «Голосом» мне было заниматься не с руки: слишком плотный гастрольный график. Но в итоге меня затянуло, и проект оказался очень интересен. Я услышал в нем массу великолепных артистов, которые умеют петь, им дал Бог этот дар. Так что с каждым выпуском становилось все интереснее.

- Сразу после начала проекта зрители обрушились на вас со шквалом негативных откликов. Мол, зачем нам Лепс в жюри. Это не задевало?

- Если для зрителей Билан и Пелагея лучше меня - это их право так думать. Но я не считаю себя лишним. Я достойный артист, у меня большой опыт работы и куча концертов. А быть принятым или нет - это удел любого артиста, большого или маленького. Кого-то раздражает Иосиф Кобзон, а для меня он - глыба. Кому-то нравится Алла Борисовна Пугачева, а кто-то ее не слушает. Многие фанатели от Майкла Джексона, а мне было все равно. Такова жизнь.

- Работая с подопечными, чему в первую очередь стараетесь научить?

- Они и так все умеют. И не в первый раз выходят на сцену. Со многими приходилось расставаться - да, но только потому что на слепых прослушиваниях я не могу составить стопроцентно верное мнение по поводу мастерства участника. А с остальными довольно плотно работали. Я не учил их петь. Для меня исключительно важно, как артист эстетически работает на сцене: как выглядит, как преподносит себя. Тот самый момент, когда ноты отходят на второй план. Важен эмоциональный выплеск адреналина.

- Ваш выплеск подсознательного происходил во время рисования?

- Рисую нечасто. Так же, как нечасто сижу на одном месте 5 - 6 часов. (Улыбается.) Я не умею рисовать, это просто каракули. Никакого глубокого подтекста нет. Перед четвертьфиналом меня попросили заканчивать с художествами. Сказали, что смотрится не очень хорошо. Хотя я прекрасно все слышу и вижу, концентрации это не мешает.

- При подборе репертуара хотели дать участникам любимые, но неформатные композиции?

- Обычно ребята выбирали сами, я не вмешиваюсь. Если песня не очень подходит артисту, старался это донести. Но без советов. Я не педагог в отличие от Александра Борисовича. Мои артисты чувствовали нутром, в каком направлении работать. Вполне может быть, что никто из них не станет великим вокалистом впоследствии, и это не страшно. Такое тоже бывает.

- Продолжить с ними сотрудничество в вашем продюсерском центре нет желания?

- Такие мысли есть. Но, как подсказывает опыт, этот труд неблагодарный. Продюсер видит артиста с одной стороны, а результата может и не быть. Это как неудачный фильм, снятый великим режиссером: блестящие актеры, прекрасный оператор, а картина не получилась! Потому что каждый из них видел этот фильм по-своему. А хорошая работа получается тогда, когда все усилия и умения мастеров органично сплетаются в клубок. Тогда и «Оскар» могут дать.

«Не считаю нужным сбивать дочь с пути»

- Вы полгода проводили вокальный конкурс «Высшая проба». Слушатели голосовали в интернете, а жюри оценивало участников по итогам выступлений в клубах. К тому же вам в продюсерский центр пачками шлют новые песни. Так кто же может получить «Оскар» от Лепса?

- Конкурс выиграл Данил Буранов, все честно, талантливый парень. Мы с ним подпишем контракт. Кстати, второе место у певицы Romadi - тоже очень достойная и самобытная артистка. А что касается музыкального материала, то в основном к нам в продюсерский центр присылают очень слабые песни. Из 100 песен можно выбрать половинку песни. Мне хочется услышать интересную идею, необычную подачу или своеобразный гармонический ряд. Так меня можно заинтересовать. (Раздается телефонный звонок. Лепс просит перезвонить позже.) Вот, звонит старшая дочь. Тоже пробует себя в творчестве.

- Поет?

- Инга? Нет. Она окончила институт искусств Sotheby's в Лондоне и академию драматических искусств в Нью-Йорке. Уже совсем взрослая, старается пробить себе дорогу в США - театр, клипы, выставки. У них молодежная тусовка, стараются делать свои работы. Я видел - довольно занятно, хоть и не шедеврально. И тем не менее - тоже опыт. Как там у Чехова в «Жалобной книге» написано? «Милостивый государь! Проба пера?!». Вот-вот.

- Если почувствуете, что дочь идет неправильной дорогой, сможете озвучить ей опасения?

- Хм... (Закрывает глаза, задумывается, потирая переносицу.) Маленьким пока еще рано определяться с дорогой: Николь - 8 лет, Ване - 5. А Еве - 13, она только начинает думать о будущем. Инга - другое дело, она взрослая - 31 год, но что я ей буду объяснять? Честно говоря, и не думаю, что это необходимо. Она хорошо себя ведет, интересуется искусством, не ходит по ночным клубам, не сидит по ресторанам, не употребляет наркотики. Занимается своим делом - ей нравится. Конечно, дело хлопотное. Актеров в мире - полно. Чтобы пробиться, нужны связи, хороший агент. Огромное значение имеет в этой ситуации фортуна. Она же и в моей карьере сыграла большую роль. Просто повезло!

- Так просто?!

- Нет, ну про усердие, труд я не говорю. Это само собой разумеется. Нельзя стать чемпионом мира по боксу, не тренируясь несколько раз в день. Любой гениальный музыкант сидел за своим инструментом большую часть жизни. Есть ряд одаренных людей, способных за час освоить работу, на которую другому человеку понадобится пять часов. Но без труда даже они растеряют свой дар. В любом случае, думаю, именно усердие определяет результат.

- А как же полет вашей музы? Сели за рояль, ударную установку, и понеслась душа в рай!

- Достаточно слабо владею роялем. Большинство песен я покупаю. И пишу крайне мало. Может быть, полтора десятка песен написал за всю жизнь - они не претендуют на звание шедевров. Полет - это хорошо, но без труда не будет ничего.

- Ева, Николь и Ваня, которые живут с вами и вашей женой Анной, проявляют себя творчески?

- Пока они просто дети. Ходят в школу. Ева уже начинает задавать вопросы, остальные занимаются с репетиторами, а потом спортом. Ваня гоняет в футбол. Еще к нам приходит человек, который учит их плавать в бассейне. Надо бы и мне советы послушать, может быть, что полезное узнаю. (Смеется.)

- Видите себя дедушкой?

- В моем возрасте некоторые уже неоднократно дедушки. Так что почему нет? Мне 53 года, и пока я только отец, внуков надеюсь увидеть!

- Новый год встретите вместе?

- Сложновато это. Как правило, в праздники люди гуляют, и мне приходится работать. Мы редко планируем, потому что бессмысленно. Конечно, у нас существуют дни, когда мы собираемся все вместе, но это происходит спонтанно. Летом - если это море - приезжаю к ним, вместе отдыхаем, потом снова улетаю работать. Зимой вот будем в Сочи на Красной Поляне: с 7 по 9 января проводим гала-концерт «Рождество на Роза Хутор». Семья приедет к Новому году - с бабушкой, родственниками. А я буду позже, 5 или 6 января.

- Когда собираетесь с друзьями, вас могут попросить спеть «Рюмку водки»?

- Попросить могут.

- Но, видимо, вряд ли услышат. Почему?

- Если это настоящие друзья, то они сами понимают, что мы отдыхаем, а не поем. Я могу взять в руки гитару, хотя владею ею посредственно, и спеть пару песен Владимира Высоцкого или Александра Розенбаума. На этом все. Такое случается крайне редко.

- Почему «Рюмка водки» стала культовой песней, как считаете?

- Потому что про рюмку водки на столе (смеется). А если серьезно, удачное словосочетание, прекрасный гармонический ряд. Композитор угадал. Так легли звезды. Не думаю, что автор занимался математикой во время написания песни.

«Кто вам сказал, что у меня холодная голова»?»

- В вашем продюсерском центре картины почти в каждой комнате. Как и у вас дома. Давно вы увлеклись коллекционированием и что оно дает вам?

- Давно. У меня порядка 1100 гравюр. Начал собирать их по принципу нравится - не нравится. Так же покупаю и песни, и иконы. Что дает? Удовольствие. Для меня не так важен редкий сюжет, мастерство художника, стоимость, мне хочется получить эстетическое удовольствие от предмета. Смотрю - и мне хорошо. Я трепетно отношусь к ним. Какие-то из них выдающиеся, какие-то имеют уникальную историю, какие-то существуют лишь в единственном экземпляре.

Отдать всю сумму за икону хозяину не смог. Вывел его на улицу - и отдал машину. Пошел домой пешком

- Самая интересная судьба у какой?

- Однажды отдал машину за икону - пошел домой пешком. Она была дорогая, я договорился и постепенно выплачивал сумму. А потом у хозяина кончилось терпение, ему предложили больше, я приехал договариваться, вывел его на улицу и отдал машину - она была новая. Это было 10 лет назад, машина наверняка сгнила, а икона висит.

- Вы производите впечатление человека прямолинейного. Насколько было сложно адаптироваться в мире шоу-бизнеса?

- С годами я стал более сдержанным. Могу и сейчас в лоб сказать, но реже. Зачем? Вне зависимости от уровня и таланта, внешности человек занял определенное место. Ну и дай Бог. Может быть, кто-то находится не на своем месте. Но я не учитель. У меня есть своя работа. Я даю результат и буду давать дальше. Всю жизнь работать, конечно, не намерен. Но 2 - 3 альбома еще выпущу.

- Как обстоят дела с голосовыми связками?

- Сейчас лучше. Но все равно напряженный гастрольный график сказывается. Не зря в советские времена были четкие правила: не более 10 концертов в месяц. Это было верно, потому что должно быть время на восстановление голоса. Многие давали по 4 концерта в день - это их и сгубило. Хотя есть уникумы, которые могут петь бесконечно долго, - как Иосиф Давыдович Кобзон. Когда у меня начал пропадать голос, конечно, я нервничал, психовал. Как и любой человек. Голосовой аппарат кормит не только меня, но и огромное количество людей - семьи сотрудников моей команды. Но спасибо Богу - все пока получается.

- Есть артисты, с которыми вы хотели бы поработать?

- Джо Кокер, но он умер. А сейчас?.. Было бы здорово спеть с Аллой Борисовной. Уже были такие разговоры. Я предлагал ей свое произведение, она послушала, но так все и осталось на уровне обсуждения. Мне интересно было бы спеть вместе. Так, чтобы в дальнейшем у песни была жизнь, а не смерть на полке.

- Насколько вам сложно было работать в ресторанах в Сочи до переезда в Москву? Такая работа вас не сковывала?

- Ресторан как сковывает, так и расковывает. Он делает артиста гибким - можно спеть почти все. Это огромный опыт и плюс: почти как боксер-любитель, который после множества боев выходит в профессионалы. Да и уровень был запредельный! Множество артистов, что поют сейчас на эстраде, близко не подпустили бы к тем коллективам, где я пел. Все музыканты, работавшие в сочинских ресторанах, работали великолепно. Стас Михайлов в их числе. В Сочи гуляла вся страна. И артист в ресторане мог заработать за вечер месячную зарплату.

- Концерт удался, если..?

- Если хорошо звучит аппаратура. В этом смысле все знают, что я капризный. Если будет плохой звук, концерта может и не состояться. Если хорошо работают связки. Если люди чувствуют себя хорошо. Хотя я в черных очках, но всех вижу. Есть города, которые хорошо принимают, есть более спокойные. На Украине нас всегда принимали хорошо. (Вздыхает, двигая по столу айфон, на задней крышке которого надпись «Вежливые люди».).

- Сегодня кризис сильно ощущается?

- Пока работаем, удается оставаться на плаву. Направлений деятельности много. Один из проектов - ювелирная линия. Поскольку я не успеваю все, проект ведет жена Аня - у нее есть группа специалистов. Это сложный бизнес. Работы ювелиров, которых я отобрал, очень неординарные. Надеюсь, что люди оценят и начнут приобретать. Можно наоткрывать «Лепс Баров» по всей стране по франшизе - это тоже деньги. Удачно идет оптика, к моему удивлению. Никогда бы не подумал, что очки могут приносить небольшой, но стабильный доход. Ну а там - сколько Бог отмерил, столько проживем. Буду заниматься детьми, внуками. Всему приходит конец, и надо себя к этому готовить.

- За счет чего при таком количестве детей, проектов и концертов удается сохранять холодную голову?

- А кто сказал, что у меня холодная голова? (Смеется.) Я принимал много неправильных решений. И не потому что я тупой. А потому что не знаю сферу, в которую хочу залезть работать. Как правило, учишься всегда на своих ошибках, не слушая никого вокруг.

«Хотел стать миллионером? Держись!»

- Судя по вашему носу и кулакам, занимались боксом?

- Это было очень давно. Сейчас просто люблю постучать по груше. Для себя. Вообще спортом занимался 11 лет - футболом, баскетболом, спортивной гимнастикой. Бокс - это спорт молодых, хотя есть великие возрастные боксеры с бешеной самодисциплиной. Бернарду «Палачу» Хопкинсу исполнилось 50! И в последнем бою с Сергеем Ковалевым он отстоял 12 раундов. Величие спортсмена, музыканта, писателя - волнообразно. Кто-то успевает остановиться, как Леннокс Льюис, к примеру. А кто-то идет до конца, как Рой Джонс-мл.

- Куда обычно сбегаете от суеты?

- Люблю ходить пешком. Много гуляю. Часто играю в бильярд. Бывает, беру с собой на гастроли известного бильярдиста, он мне подсказывает кое-что, вместе играем. Интересный спорт - его называют шахматами. После первого удара есть миллион вариантов развития комбинаций.

- А в Лондон не хотелось сорваться?

- Да на фига этот Лондон? Помните, как в той песне? В последнем куплете все сказано.

- Той самой, которую вы спели на Дне города в Москве?

- Поверьте мне, это была не наша инициатива. Может быть, не совсем верное решение. Но нам предложили трек-лист, который надо было сыграть. Сказано - сделано. Мы - люди военные, служим там, где прикажут. (Смеется.)

- Четки, которые вы перебираете, успокаивают?

- Я с ними с 19 лет, с армии. Там мне ребята сделали четки из эбонита, с тех пор не расстаюсь. Не именно с теми самыми четками, а вообще. Вряд ли успокаивают - привычка. Чтобы не шарить по чужим карманам (смеется).

- Если оглянуться назад, что самое важное вы успели сделать за 53 года?

- Начнем с того, что я остался жив. И это не мое достижение, а провидение Божье. У меня есть замечательные дети и жена. Хороший продюсерский центр. Достижений не так много, но они есть. Не могу сказать, какое самое главное. Это сложный вопрос. Жизнь сама по себе настолько прекрасна, многогранна и интересна, что лучше ее ничего нет. Живешь, поешь, радуешь людей - это здорово.

- Выходит, вы - счастливый как никто?

- Ну да. Правда, все это адский труд. Сейчас поговорим - сразу пойду собираться улетать. Прилечу - и снова улечу в другое место. Работа такая. Но, как говорится, если уж хотел стать миллионером, теперь держись.

Личное дело

Григорий Лепс (Лепсверидзе) родился 16 июля 1962 года в Сочи. Окончил музыкальное училище по классу ударных инструментов. В 1980-х пел в ресторанах Сочи, в рок-группах, солировал в коллективе «Индекс-398». Первый альбом «Храни вас Бог» с хитом «Натали» вышел в 1995 году. Потом в жизни певца был сложный период, отягощенный алкоголем и наркотиками. Выйдя из него, за последующие 10 лет записал 12 альбомов, 10 синглов, издал 6 DVD-дисков, выпустил три десятка клипов. Признает, что многие свои хиты покупал: в частности, за «Рюмку водки» отдал 300 долларов. Лауреат музыкальных премий. Владелец продюсерского центра, линейки ювелирных украшений Gljuwelir, сетей «Лепс Бар» и «Лепс Оптика». В 2014 году был ведущим шоу «Главная сцена» на «России 1», в 2015-м - наставник шоу «Голос». Заслуженный артист России. Жена - Анна Шаплыкова (экс-танцовщица из балета Лаймы Вайкуле). Воспитывают троих детей - Еву (2002 г. р.), Николь (2007 г. р.), Ивана (2010 г. р.). Старшая дочь Инга (1984 г. р., от брака со Светланой Дубинской) живет в США.

Читайте также