Майкл Фассбендер: «У меня нет детей - значит, не мне судить, кто хороший отец, а кто плохой»

В эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» популярный актер поведал о сорванном отпуске, любимом айфоне и своей технологической отсталости

В эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» популярный актер поведал о сорванном отпуске, любимом айфоне и своей технологической отсталости.

Майкл хоть и родился в Германии, но вырос в Ирландии, поэтому закаленный кельтскими традициями характер заставляет актера выбирать самые сложные и даже неприятные роли. Например, сексуально озабоченного клерка («Стыд») или садиста-плантатора («12 лет рабства»). Интересно, что именно эти работы принесли ему его главные награды - приз «Лучшему актеру» на Венецианском фестивале и номинацию на «Оскар» соответственно. А ведь есть еще и не столь обласканные критиками, но не менее яркие образы - диверсант в «Бесславных ублюдках», мутант в «Людях Икс», робот в «Прометее». Почти все его персонажи с ловкостью заправских эквилибристов балансируют между добром и злом. Не стал исключением и Стив Джобс, которого Фассбендер сыграл в одноименном фильме Дэнни Бойла.

«Собрался загорать, а пришлось зубрить»

- Правда, что вам пришло предложение сыграть Стива Джобса как раз тогда, когда вы собирались отправиться в отпуск кататься на серфе?

- Дело было так: я как раз закончил съемки фильма «Свет в океане», которые проходили в Новой Зеландии и на острове Тасмания неподалеку от Австралии. И я подумал: раз уж я здесь, на краю света, в декабре, то есть в разгар местного лета, то почему бы не воспользоваться ситуацией и не понежиться немного под солнцем?

- А потом вам в руки попал написанный Аароном Соркином сценарий «Стива Джобса», и планы поменялись...

- Да, я подумал: «Ну все, хана отпуску!» Но, конечно, такое нельзя пропускать: Дэнни Бойл снимает фильм по сценарию Соркина! Это на самом деле не просто сценарий, а пьеса - современный Шекспир в трех актах.

- Но там же ужасно длинные сцены, по 8 - 9 минут, наполненные сложным текстом. Как это вообще можно было заучить?

- Вариант один - повторять снова, и снова, и снова. Поначалу, пока я еще был в Австралии, я просто брал сценарий и читал. А он увесистый, надо сказать, - почти 200 страниц! Затем в январе я отправился в Сан-Франциско на съемочную площадку и начал готовиться, заучивая текст актами - по 60 с лишним страниц зараз. Так как снимали все сцены в хронологическом порядке, мне и учить их надо было подряд, а не вразброс. То есть в первый день съемок я знал назубок первый акт. И пока мы его снимали, я приходил домой по вечерам и начинал зубрить второй акт. Когда мы дошли до третьего, у меня наконец освободились вечера!

- Это вообще-то большая редкость - снимать кино в хронологическом порядке.

- Большая редкость и большое счастье! У нас схема была такая: две недели репетиций, две недели съемок, и так с каждым из трех актов. Это чрезвычайная роскошь, но с этим фильмом, боюсь, было бы невозможно спланировать процесс как-то иначе. А еще очень приятно, что монтажер работал в режиме реального времени и обрабатывал весь отснятый материал предыдущего акта, как только мы приступали к репетициям акта следующего. Поэтому мы могли воочию видеть, как складывается кино, и имели возможность вернуться и кое-что переделать, если возникнет необходимость.

«Не похож на Джобса? Ну и ладно!»

- Соркин сказал, что видит Джобса антигероем. Дэнни Бойл же считает, что эта личность куда сложнее и неоднозначнее. А что думаете вы?

- Я бы не сказал, что провел много времени, размышляя на эту тему. Я просто думал о Джобсе как о человеке, который во многом повлиял на нашу с вами повседневную жизнь. В попытках примерить на себя его личину я с распростертыми объятиями принял и все плохое, и все хорошее, что в нем было. Для меня он прежде всего личность, со множеством полутонов в характере. Я всегда стараюсь смотреть на общую картину и оценивать героя в контексте истории, а никак не отдельно. А затем аудитория уже решает, понравился им персонаж или нет. В идеальном мире это и происходит - после сеанса люди садятся ужинать и обсуждают кино. В таком случае есть надежда, что фильм проживет пару часов. Или неделю. Или месяц. Год вряд ли, но было бы неплохо.

- Откровенно говоря, вы совсем не похожи на Стива Джобса. Не чувствовали себя в связи с этим неловко? Тем более на роль вы были далеко не единственным претендентом...

- Да, даже говорил про себя: «Черт, я совсем не похож на Джобса, а вот Кристиан Бэйл подходит идеально! Ну почему, почему он за эту роль не взялся?!» Я ему, кстати, позвонил и сказал все это лично.

Чтобы добиться сходства со Стивом, я был готов носить на себе тонны грима и вставать в четыре утра, чтобы этот грим успели наложить. Но мы поговорили с Дэнни Бойлом и решили вообще не париться по этому поводу. Мне кажется, аудитория принимает многое как данность, если четко обозначить позицию. В самом начале фильма уже понятно, что я ничуть не похож на моего персонажа. И зрители подумают: «ОК, не похож - ну и ладно. Теперь можно забыть об этом и просто смотреть кино». Мы сделали все ставки именно на это. А потом по ходу пьесы, где-то в середине съемок, я сказал Дэнни: «Знаешь, кажется, мне надо хотя бы надеть черную водолазку». Мы решили все же создать этот визуальный образ, которым Джобс запомнился многим из нас. Мне даже сделали отличный парик! Я, конечно, не превратился сразу в моего персонажа, в конкурс двойников меня не взяли бы. Но, по-моему, к третьему акту я стал на него походить чуточку больше, чем в начале. Все благодаря волосам и водолазке.

Многие фильмы о реальных людях грешат тем, что главное в них - пародирование, и это часто идет не на пользу самой истории. Да, если человек выглядит, как его прототип, так же двигается и разговаривает, - это все, конечно, впечатляет. Но мы пошли вразрез с этим. Единственное, что я поменял в своей внешности, - это цвет глаз. Хотя даже насчет этого я сомневался, но Дэнни меня убедил, что за использование контактных линз аудитория будет мне благодарна. И он был прав.

- Другие актеры лично встречались со своими прототипами и признались, что это им сильно помогло. Как же вы справлялись?

- Я посмотрел все, что было в YouTube, загуглил интервью Джобса, его речи, семинары - в общем, все, что мог найти. Ну и опять же сценарий. Мне больше ничего не надо было - настолько там подробно все описано. Так что, как я уже сказал, вне съемочной площадки я либо учил текст, либо, если выходил куда-нибудь поужинать, Джобс был со мной в наушниках. Я прокручивал видео на своем, не поверите, айфоне и изучал героя настолько глубоко, насколько это вообще возможно. При этом для меня изучение своего героя - процесс интуитивный, философские размышления на эту тему порой даже мешают. Мне как-то Стив МакКуин сказал, что быть актером - это все равно, что заходить в темную комнату и пытаться на ощупь определить, как расставлена мебель. Вот я почти всегда так чувствую себя на съемочной площадке. Я, конечно, дохожу до крайностей, когда дело касается формальной подготовки, - изучаю диалоги, проникаюсь атмосферой. Но уже на площадке я просто расслабляюсь и жду счастливых случайностей. Многие актеры приходят на площадку, точно зная, каков будет их каждый следующий шаг. Но я скорее сам узнаю много нового в ходе съемочного процесса, чем контролирую его.

- Но вы хотя бы пообщались с дочерью героя Лизой Бреннан-Джобс? Большая часть фильма посвящена ее отношениям с Джобсом, и он показан не очень хорошим отцом...

- Нет, я не говорил ни с ней, ни с ее матерью Крис Энн. У меня нет детей, поэтому я не могу судить и считать, хороший он отец или плохой. Более того, мне это не совсем интересно. Я просто делал все, чтобы помочь Аарону и Дэнни рассказать эту историю. Ну хорошо, возможно, я бы не стал именно так поступать со своей дочерью, но и в моралисты записываться не буду.

«Отключить телефон и кататься на серфе - не жизнь, а сказка!»

- Как вам кажется, если бы Стив Джобс был жив, могли бы вы с ним стать друзьями?

- Не уверен, что ему было бы интересно дружить со мной. Хотя... Почему бы и нет? Я стараюсь дружить со всеми, кто не готов со мной враждовать.

- Вам не приходило в голову, что фильм может восприниматься не как байопик - каковым он, впрочем, и не является, - а как двухчасовая реклама продукции Apple?

- Нет, никогда. Обычно байопики следуют по проверенной траектории: детство, взлет, падение, снова взлет, смерть. Истории из серии «от колыбели до могилы» мне совсем не кажутся интересными. Поэтому мне сразу показалось, что здесь Соркин нашел идеальную схему и поместил действие в закулисное пространство театров. Три акта, каждый посвящен презентации определенного девайса. А второй акт и вовсе связан с компьютером Next, так что об Apple там даже и речи нет. По-моему, невозможно рассказать историю об этом человеке и не упомянуть Apple. Вряд ли это кино способно как-то спровоцировать рост продаж нового айфона. Там так или иначе описываются ключевые моменты жизни Джобса, и трудно отрицать, что основанная им компания была большой ее частью. Единственное, что мы оставили за кадром, так это его причастность к студии Pixar.

- Кстати, а в каких отношениях вы состоите с новейшими технологиями?

- Ну для начала - у меня в айфоне нет никаких дополнительных приложений! Я ничего не покупал и не скачивал. Мне кажется, это о многом говорит. Я технологически довольно отсталый человек, как это ни смешно звучит. Но, работая над этим фильмом, я с еще большей ясностью осознал, что смартфоны для некоторых из нас стали продолжением руки. Многие начинают страдать, если оставить их на полчаса без телефона. А если уж они его на целый день день забудут, так вообще тушите свет! Я все же рад, что пока не настолько от всего этого зависим, и могу уехать в отпуск, отключив телефон и убрав его с глаз долой. И спокойно кататься на серфе, в перерывах почитывая какой-нибудь новый гениальный сценарий. Не жизнь, а сказка, правда?

«Стив Джобс» В кинотеатрах с 1 января

 

Личное дело:

Майкл Фассбендер родился 2 апреля 1977 года в Гейдельберге (Германия, в то время ГДР) в германо-британской семье. Его мать Адель родилась в Северной Ирландии, отец Йозеф - немец. Когда Майклу было 2 года, Йозеф и Адель перебрались в Килларни (Ирландия), где решили попробовать себя в ресторанном бизнесе. А вот их сын захотел стать артистом и в 1996 году отправился учиться в Лондон. Дебютировал на экране Майкл в 2001-м, сыграв небольшую роль в сериале «Братья по оружию». После драмы «Голод» (2008) о Фассбендере заговорили как о серьезном актере, а участие в «Бесславных ублюдках» (2009) сделало его звездой. Роль рабовладельца в драме «12 лет рабства» (2013) принесла актеру номинацию на «Оскар». Майкл встречался с американскими актрисами Зои Кравиц и Николь Бехари, также в его подружках числилась румынская модель Мадалина Диана Генеа. Одна из последних пассий Фассбендера - шведская актриса Алисия Викандер.

5 лучших фильмов Майкла Фассбендера:

● «Бесславные ублюдки» (2009)
● «Стыд» (2011)
● «Прометей» (2012)
● «12 лет рабства» (2013)
● «Советник» (2013)

Читайте также