Яна Троянова: «Дети пишут мне: мы бы хотели такую маму!»

Актриса, сыгравшая главную роль в сериале «Ольга», рассказала о новой квартире в Москве, жизненных «закрутках» и духовных практиках.

На экраны возвращается самая прямолинейная и стрессоустойчивая мать страны - Ольга Терентьева из сериала «Ольга». Исполнительница главной роли Яна Троянова уверена, что второй сезон проекта сделан гораздо глубже и тоньше. Ведь в нем поднимается главный для русской женщины вопрос: жить ради семьи или наконец ради себя? Журналу «Телепрограмма» Яна Троянова четкого ответа по этому поводу не дала, зато расшифровала фирменное мамино слово «закрутка» и объяснила, почему тащит на себе миссию Родины-матери в российском кино.

«Миллионы семей живут так, как Ольга»

- Перед выходом второго сезона сериала есть ли тревога в душе? Что если хуже получилось?

- Конечно, есть. Выход второго сезона - всегда опасность. Потому что всегда на горизонте маячит вопрос: а получится ли? А вдруг не так? А что если слабее? Но! Мои ощущения такие - мы сработали лучше и глубже. Сериал «Ольга» - по-прежнему комедия острых ситуаций или даже трюков, но моя линия стала более драматичной и насыщенной. Я проживаю судьбу женщины, которая должна быть стойкой и всегда голосовать в пользу семьи, переступая через себя. Для меня это открытие. Ольга стала главным рассказчиком о судьбе матери и материнстве вообще. Поэтому волнение как перед премьерой, но есть ощущение, что сезон получился сильнее.

- Насколько это вообще комедийные ситуации? Иногда складывается ощущение, что на экране не актеры, а персонажи из соседнего подъезда.

- Так и есть. Я прекрасно понимаю, как живет наша страна. И не считаю, что мы играем инопланетян. Терентьевы - типичная российская семья. Для меня лично, для моей жизни такие ситуации нетипичны. Но в целом ничего удивительного нет. Это особенности национального характера. Миллионы семей живут подобным образом.

- Ловили себя на мысли, что главная героиня похожа на вас?

- Не могу сказать, что похожа. Скорее так: «Ольга» научила меня восхищаться такими женщинами. Сейчас мужчины, видимо, уступили позиции, раз такие семьи - норма. Женщина тащит на себе все проблемы, даже если есть муж. Ольга всегда спешит решить проблемы. И, кстати, это большой вопрос - надо ли это. Когда я читала сценарий второго сезона, у меня случился шок, я даже заплакала. Настолько она торопится помочь всем, так сильно разрывается и приносит себя в жертву, портит себе жизнь, что оторопь берет. А надо ли это ей? А семье? Правильно ли это? Если дочь создает семью, надо давать шанс попробовать самим. Оля не дает такого шанса. И все проблемы берет на себя. Да, за этим интересно наблюдать. Уверена, зритель будет сопереживать.

- Но и вы тоже знакомы с проблемами не понаслышке. И тоже переживали тяжелые удары - сначала трагически погиб сын, а перед началом съемок «Ольги» не стало мамы. Тем не менее вы нашли силы продолжать путь и не очерствели сердцем. Что помогало вам в трудные минуты?

- Любовь. Взгляните на мою героиню - что бы ни происходило с ее близкими, она никого не бросает. Любит каждого из них. Все отношения строятся на этом. Она старается помогать, защищать и оберегать. Не думает, откуда взять силы. Просто идет и делает. Силы дает любовь. Так и в жизни. Человек слаб, если он не любит. И наоборот.

Силы дает любовь. Так и в жизни. Человек слаб, если не любит. И наоборот

- Герои сериала, как и большинство россиян, выживают. За счет чего?

- Я бы не называла это словом «выживать». Хотя со стороны так и кажется. Но это стиль жизни такой. Норма. Моя мама использовала слова «закрутка» и «выкрутиться». Это чисто наше, российское. «У меня закрутка, сейчас я ее решу». Этому я научилась у мамы. Если вдруг начинается «закрутка» в жизни, я предпочитаю отойти в сторону и посмотреть, как это раскрутится. Но люди, как правило, торопятся побыстрее все исправить.

- Советские фильмы подарили нам массу образов сильных и волевых женщин. Достаточно вспомнить картины «Крылья» Ларисы Шепитько, «Слово для защиты» Вадима Абдрашитова, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова... Сейчас они исчезли. Почему, время такое?

- Абсолютно правильно. Мне это тоже интересно. Вот мне уже приклеивают образ Родины-матери - я же называю его «наша баба». Сначала критики анализировали фильмы Сигарева на этот счет. И моя героиня была *** (девушкой с пониженной социальной ответственностью. - Авт.), потом не знала, куда приткнуться, потом молчала и терпела... То есть у Родины-матери есть несколько воплощений и лиц. Но не было акцента на силе, как у Ольги. Все-таки Родина-мать - это женщина с мечом. Я не продумывала этот момент, так сложилось. Только потом поймала себя на мысли, что, скорее всего, такой запрос был у зрителя. Потому что, как вы сказали, фильмов о сильных женщинах у нас нет. В кинематографе давно все занято мужчинами. Хотя время совсем другое - сейчас женщины часто тащат на себе и семью, и проблемы.

- Вы следите за отзывами зрителей? Ваших героинь понимают, принимают?

- После фильма «Кококо» мне писали со всей России и даже из-за границы. Мне писали, что настоящей русской женщины на экране очень не хватало (в «Кококо» актриса сыграла нагловатую провинциалку, приехавшую в Петербург. - Авт.). И когда сериал «Ольга» пришел ко мне в дом, я действительно подумала: кто, если не я? Пафосно, но честно! Ведь моя задача - служить зрителю до конца. И зритель получил то, что хотел. Волевую, местами одинокую, сильную разведенную женщину, которая тащит семью на себе. Я считаю, что моя работа такая. Не пальцы гнуть и становиться известной, а служить зрителю. Ждали? Я выполнила свой долг, как бы пафосно это ни звучало. Я еще предлагала Ольгу раком наделить, чтобы она его победила. Представляете, сколько женщин по всей России, которые борются с этим недугом, нуждаются в поддержке? А разведенки, а матери-одиночки? Я знаю, что такая героиня очень нужна людям.

- Одиноким женщинам?

- Что удивительно, любят ее не только женщины, но и мужчины. И дети даже! Мне ведь дети пишут. И знаете что? «Мы бы хотели такую маму». Что тут можно сказать? Это победа. За такое я благодарю Бога.

«Не стремлюсь выбраться из сложной ситуации - жду благоприятного момента»

- «Есть актеры, понятные, как холодильник, - от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают - они работают. А есть иные - неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают». Эти слова Валентин Гафт писал давно, но как будто о вас сейчас. В чем метод вашей работы?

- Честно могу сказать, что никогда не знаю, что за роль получится. Соглашаюсь работать, только если роль инфицирует меня и проникает в сердце через каждую клеточку. Это для меня тайна. Я не математик - действую интуитивно. И как слепой котенок, каждый раз иду в неизвестность. Почти всегда страшно, но куда-то да выруливаю. Не очень верю, что сама по себе что-то делаю. Скорее всего, я - проводник. И ведет меня небесная сила. Иногда думаю, глядя на профессиональных коллег из театра: «Я вообще не актриса». А они мне отвечают: «Зато мы вот так, как ты, не можем». Значит, есть в этом что-то.

- Ваш муж - режиссер Василий Сигарев. Дома рабочий процесс продолжается?

- Конечно! Обычно он видит по мне, надо или нет. Готова я или нет. Вася знает меня лучше меня. Он говорит: «Если чувствуешь, то делай». И еще мне нравится его формулировка «этого еще не было». Это хорошо! Потому что самый большой страх любого актера - мысль о том, что я больше ничего не могу. Мы никогда не знаем, что в нас есть. Вася знает, что мне надо. Не то, что я хочу. А то, что надо. Понимаете? Большая разница! Хочется много чего, а вот надо ли?

- Значит, доверяете безоговорочно.

- Абсолютно! И не только роли. Могу доверить ему все, что происходит в моей жизни. Вася - самый главный человек в моей жизни. Я доверяю ему больше, чем себе.

- Из чего состоит ваша жизнь помимо работы?

- В перерыве между первым и вторым сезонами «Ольги» случилось так, что ни одна из предложенных ролей меня не заинтересовала. Поэтому я занималась домашними делами. Окончательно переехали в Москву и заселились в собственную квартиру. Теперь мы москвичи, лимита и все такое (смеется). Раньше мы только приезжали работать.

- К Москве привыкли окончательно?

- Мы же много лет жили между Екатеринбургом и Москвой, так что привыкание шло постепенно. Первое время, как только мы заканчивали фильм в столице, сразу же бежали в родной Екатеринбург отдыхать. Потому что московский ритм просто сносил. Я всегда была выжата как лимон. И в какой-то момент, в том числе после печальных событий, произошедших в моей семье, я приехала в Москву и поняла, что всё, я успокоилась. И потом я рассмотрела, какая Москва красавица. Тогда сказала Васе: «Теперь мы можем остаться. В Екатеринбург меня уже не тянет». Повторюсь, я ничего не форсирую и искусственно не создаю. Поэтому дождалась момента, когда переезд стал возможным, когда я полюбила Москву, и только потом мы переехали. Хотя многие разводили руками: «Вы чего еще не в Москве?» Потому что не время. Всегда и во всем надо ждать благоприятного периода - ситуация, проблема или важное решение.

- Город - это злая сила?

- Зависит от выбора человека. Москва хлебосольная. Она дает возможности, и каждый использует их как хочет. Конечно, здесь можно заработать много денег разными способами. Но как ты себя после этого будешь чувствовать? За все приходит расплата. Я веду себя очень аккуратно и деликатно. Мой друг-режиссер говорит: «Деньги путают». Потому я сижу на *** (пятой точке. - Авт.) ровно. И жду своих ролей. В нашей профессии смирение необходимо. Наградой потом бывает качественно и глубоко сделанная работа. Это важно! Я очень серьезно к этому отношусь.

- После премьеры сериала отпуск планируете?

- Конечно, хотелось бы. Моя мечта - слетать в Исландию на несколько деньков. Вообще хочется чаще посещать места силы. Еще была задумка съездить на Байкал, но Василий пока занят. А мне как верной боевой подруге надо ждать. Пока он не закончит работу, я должна ждать.

- О каких проявлениях личности Яны Трояновой мы не знаем?

- Меня увлекает много чего. Правда, картины и музыку не пишу, как многие. Интересуют вещи, которые, скажем так, признают не все. Например, духовные практики. Называю это «тонкий план» (конечно, делаю это аккуратно и осторожно), узнаю много нового, практикую. Вдаваться в подробности не могу, это слишком личное. Но могу сказать, что интересуют меня вещи не совсем земные - более тонкие и странные.

«Ольга»
Понедельник - четверг/20.00, ТНТ

Личное дело

Яна Троянова родилась в поселке на окраине Свердловска. Окончила философский факультет УГУ. Училась в Екатеринбургском театральном институте. Исполнила главные роли в картинах «Волчок» (2009) - приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль, «Жить» (2012), «Кококо» (2012), «Небесные жены луговых мари» (2012), «Страна ОЗ» (2015). Замужем за драматургом и режиссером Василием Сигаревым.

Читайте также