интервью

Солист группы «Дискотека Авария» Алексей Рыжов: «Жену нашел на Одноклассниках»

Солист группы «Дискотека Авария» рассказал журналу «Телепрограмма» о знакомстве в интернете, дочке и секретах шоу-бизнеса.

В июле Алексей Рыжов отметил в кругу семьи деревянную свадьбу — пять лет назад он женился на Ирине, с которой познакомился… по интернету. Любимице семьи дочке Лиде 6 августа будет полтора года. Папа старается проводить как можно больше времени с малышкой, но удается это не всегда, так как работы полно. Несмотря на перегруженность эстрады новыми и раскрученными именами, интерес к звездам конца 90-х — начала нулевых не угасает.

«Молодежь должны учить по крупиночке»

— Алексей, как вы познакомились с Ирой, на сайте знакомств?

— На сайте Одноклассники.

— Как произошла виртуальная встреча?

— Как обычно это происходит в интернете: сначала оценили фото друг друга, а потом начали переписываться. Вскоре «Дискотека Авария» приехала на гастроли в Астану, и я позвал Иру на наш концерт. После мы отметили знакомство и долго разговаривали обо всем на свете. Начали встречаться — Ира летала ко мне на свидания в Москву, иногда даже ездила с нами на гастроли: если был интересный и неутомительный маршрут. А потом я сделал предложение.

— Поняли, что не сможете без нее? Как Ирина изменила вашу жизнь?

— До знакомства с Ирой у меня был творческий кризис, а когда начались наши отношения — сразу понеслось: записали с «Дискотекой Авария» новый альбом.

— Несмотря на разницу в возрасте (жена моложе вас на 17 лет), общие интересы есть? Жена творческий человек?

— Ира окончила художественную школу, знает всех художников, рисует маслом. Мы вместе интересуемся историей.

Алексей и Ирина Рыжовы отмечают день рождения дочки: Лиде годик!
Алексей и Ирина Рыжовы отмечают день рождения дочки: Лиде годик! Фото: instagram.com

— Вашей дочке Лиде полтора года. Коммуникабельный ребенок растет? Чему ее обучаете?

— Она еще слишком маленькая, чтобы водить ее на развивающие занятия. Мы ходим в гости к друзьям, у которых есть дети, они к нам тоже приходят. С детьми Лида, конечно, любит общаться. Она старается за ними повторять — правда, как хорошее, так и плохое. Как-то она дружила три дня с одним мальчиком, он научил ее визжать…

— Музыкальный слух есть у Лиды?

— Нам с женой с самого рождения дочки кажется, что у нее музыкальный слух, — Лиде было пара месяцев, когда она начала реагировать на музыку. Например, когда слышала песню про Буратино, то сразу же начинала радоваться. Очень интересуют Лиду музыкальные игрушки — по полчаса может сидеть и слушать детские песенки. Замечаю, что она иногда издает очень осмысленные мелодичные звуки.

Как обычно это происходит в интернете: сначала оценили фото друг друга, а потом начали переписываться

— Значит, Лиду будете учить музыке, отдадите в музыкальную школу?

— Ребенок должен быть чем-то занят, помимо общего образования. Хотим, чтобы дома было фортепиано: постепенно начнем ее обучать игре на этом инструменте, и если она проявит способности, то поведем в музыкальную школу.

— Редко дети с удовольствием ходят в музыкалку…

— Ребенок с удовольствием может хотеть только лежать на диване и есть варенье.

— Еще играть с друзьями на улице. Вот вы с 5 лет учились музыке. Заставляли родители?

— Конечно, моменты саможеления бывали, но в целом у меня хорошо получалось, поэтому хотелось развиваться.

Семья Рыжовых в отпуске
Семья Рыжовых в отпуске. фото: Личный архив

— Многое еще зависит от учителя. Согласны?

— Нам нужна система — молодежь должны учить по крупиночке. Моя учительница музыки зажигала свечи, гасила свет и говорила, что я должен играть Шуберта, вложив все свои силы в пальцы. С этого должны начинать, а не с того, что ты научился петь по нотам, а теперь посмотри, как поет та женщина, и попробуй ее скопировать.

— Для начинающих исполнителей у нас на телевидении есть популярный конкурс «Голос. Дети». Как отец и музыкант какие плюсы и минусы видите в таком соревновании?

— Интересный проект, но картинка в нем подменяет содержание. На музыкальном конкурсе детям нечего петь — ребят наряжают как взрослых и получается картинка детей, которые хотят быть похожими на Бритни Спирс и петь про гендерное неравенство. Это неправильно. У нас исчезла детская культура: очень мало снимают детских фильмов, мультфильмов, мало пишут книг. А дети хотят попасть на этот конкурс, потому что это престижно. Они рады исполнить песню известного музыканта, а спеть «Вместе весело шагать по просторам» им в голову не приходит. Это, на мой взгляд, печально: ведь у детей должно быть детство, а они приходят на проект, где их начинают делать взрослыми. В детстве надо быть ребенком — в этом счастье.

«Глупо ввязываться в открытую схватку с блогерами»

— «Дискотека Авария» на эстраде почти 30 лет. Слова ваших хитов знают наизусть. Вы пишете песни много лет, что сейчас модно?

— Как говорили у нас в школе: чем чуднее, тем моднее… Мы не совсем в той категории артистов находимся, которые стремятся быть именно модными. Но могу сказать, что в настоящее время артисты, продюсеры в первую очередь продают форму, а не содержание. Мне кажется, что наша молодежная эстрада сейчас в выжидательной позиции — музыканты не очень понимают, куда им дальше двигаться. Блогеры, которые рвутся на эстраду, — один другого краше: кто-то матерится, кто-то лучше танцует, чем поет…

Филипп Киркоров и «Дискотека Авария»
Филипп Киркоров и «Дискотека Авария» сработались. фото: Канал «Россия»

— Кто-то делает шоу, как, например, Ольга Бузова.

— Конечно, медийные персонажи с большой аудиторией в интернете, которые учатся привлекать внимание к своему творчеству, обречены на популярность. Виктор Дробыш сказал, что будет писать альбом блогерше…. не помню фамилию.

Настасья Самбурская ее зовут… Как боретесь с модными блогерами за место на сцене?

— Глупо ввязываться в открытую схватку на их территории и драться по их правилам. Зачем? У нас есть свои старые песни и много новых. Когда песни тех, кто популярен здесь и сейчас, через 25 лет будут помнить, тогда нас будет справедливо сравнивать. Конечно, для молодежи они более интересны. Так же 20 лет назад молодые люди слушали «Дискотеку Авария», сейчас эта аудитория подросла и продолжает нас слушать, но и молодежь тоже приходит на концерты.

— Еще недавно телевидение в раскрутке артиста играло самую важную роль, а теперь это место занял интернет. «Дискотека Авария» с группой «Хлеб» выпустила видеоклип «Мохер» — неожиданный формат, за пару недель собрал миллион просмотров. Музыкальные альбомы в прошлом, теперь песни живут самостоятельной жизнью. Это хорошо или плохо для музыканта?

— Раньше роль телевидения, конечно, была существеннее — вся молодежь страны сутками напролет смотрела музыкальные каналы. А нынешняя молодежь, да, ушла в интернет. Сам я покупаю альбомы 80-х годов на виниле — это музыка из тех времен, когда песни назывались песнями. Теперь же песня — «трек», «вещица», которая измеряется мегабайтами, доступностью скачивания. Мир не стоит на месте, все меняется. В начале 2000-х годов альбомы еще продавались за приличные деньги, а потом они перестали быть востребованными. Теперь для слушателя альбом это анахронизм. Раньше ты выпускал песню, а затем на фоне ее успеха — альбом. Сейчас ты выпускаешь альбом — одна из песен становится хитом, а девять делаются старыми. Через пару месяцев на радио говорят, что песня с альбома старая, поэтому ставить ее «непрактично». Но есть и положительные моменты. Человек ищет в интернете понравившуюся песню, а это значит, что его заинтересовал и исполнитель, поэтому он находит, что музыкант или группа поют еще, и скачивает все его песни: и новые, и старые.

— Интернет должен приносить музыкантам прибыль. Но исполнители по-прежнему зарабатывают на гастролях и корпоративах. Наш народ любит скачивать музыку бесплатно. Можно с этим что-то сделать?

— Этот вопрос к тем, кто контролирует эту сферу. Со временем порядок наведут, но за это нужно, конечно, всерьез браться. Помню, когда в «Домодедово» появились платные парковки, все тоже возмущались и пытались въехать туда бесплатно. Но соответствующие организации быстро навели порядок, и теперь это считается совершенно нормальным. Так же и здесь должно быть.

Андрей Григорьев-Аполлонов, Сергей Жуков и Алексей Рыжов «состарились»
Коллеги и друзья с 90-х годов Андрей Григорьев-Аполлонов, Сергей Жуков и Алексей Рыжов «состарились» для съемок клипа группы «Руки вверх!» «Когда мы были молодыми». фото: instagram.com

— Был очень удачный опыт работы «Дискотеки Аварии» и Жанны Фриске с композицией «Малинки, малинки»…

— Мы дружили с Жанной и предложили ей спеть с нами проверенную песню из ивановских времен — «Малинки, малинки». Она согласилась, мы сняли клип, и эта песня по-прежнему успешна, твердо стоит в нашей программе. Мне безумно жаль, что Жанны нет с нами.

— Как вам удалось заполучить Филиппа Киркорова для записи совместной песни «Яркий Я»?

— Мы не очень рассчитывали, что Филипп согласится, а он через 15 минут после того, как мы послали ему демку, ответил положительно. Филипп — профессионал высочайшего уровня, видимо, почувствовал перспективность проекта. На следующий день в нашей студии во время репетиции мы быстро записались, пока Филипп еще не успел опомниться и задуматься: а почему он там так мало поет или почему он поет как диджей, а не так, как умеет? Через неделю песня была готова. Ее сразу взяли все радиостанции. «Яркий Я» удался в том числе и из-за того, что был сделан здесь и сейчас — на эмоциях. Если бы мы несколько месяцев согласовывали песню, переделывали, думаю, это вылилось бы в какую-то скучную историю. А так получилось живо, весело…


Личное дело

Алексей Рыжов родился 5 сентября 1970 года в Иванове. В детстве с удовольствием учился в музыкальной школе и играл в футбольной секции. После окончания школы поступил в Ивановский энергетический университет. На дискотеках для студентов впервые прозвучали песни, написанные Рыжовым. В 1990 году в Иванове была создана группа «Дискотека Авария». Сейчас Рыжов — продюсер и композитор коллектива. У Алексея дочь и сын от первого брака и дочь от второго брака.