интервью

Мэтт Деймон: В сумасшедший дом мне нельзя, иначе детей растить будет некому!

Мэтт Деймон: В сумасшедший дом мне нельзя, иначе детей растить будет некому! CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 91

Популярный голливудский актер в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» поделился секретами приготовления картошки, развеял слухи о своем разводе и объяснил, почему симпатизирует подонкам.

Ростом невысок, в плечах неширок, лицо круглое, нос картошкой… Не был бы Мэтт Деймон мировой знаменитостью и обладателем «Оскара», вряд ли в этом заурядном на первый взгляд мужчине кто-то распознал бы выдающегося артиста. Но именно здесь и кроется магия кинозвезд: вроде бы обычный человек на экране преображается и превращается в любого персонажа, от обаятельного мерзавца до супергероя. И это умение не мешает мгновенно переключаться и возвращаться к реальности, в которой Мэтт — просто улыбчивый парень, обожающий жену, детей и, конечно же, работу.

Generated by IJG JPEG Library
Фото: Matt Carr/Getty Images

Одинокий ковбой в пустыне

— Вы не снимались целых полтора года — зрители начали по вам скучать! Даже слухи появились: то ли вы заболели, то ли у вас семейные неурядицы…

— То есть народ решил, что если мы с Беном Аффлеком друзья, то и разводимся мы синхронно (криво улыбается)? Нет, у меня в семье все замечательно, да и на здоровье жаловаться не могу. Полгода я не снимался потому, что перебирался из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Для детей это было непросто: они выросли в обстановке тесного мегаполиса, а Лос-Анджелес — это просторы. Старых друзей они в Нью-Йорке оставили, а новых здесь еще не завели…В общем, надо было помочь им, пока не адаптировались. И еще одна важная причина: целый год не мог найти для себя подходящий материал. Того кино, в котором я начинал карьеру, в котором развивался как актер, которое люблю и профессионально, и чисто по-человечески, уже нет! Оно с большого экрана практически исчезло. Я говорю о фильмах, которые держатся не на захватывающей дух могучей картинке, а на характерах. Именно такой была картина «Умница Уилл Хантинг», с которой по-настоящему началась моя работа в кино, именно за такие фильмы хватался мой покойный друг Робин Уильямс, которому мы с Беном Аффлеком обязаны буквально всем. А ведь Уильямс был мастером гротеска, между ним и обычной жизнью всегда было увеличительное стекло, и все равно его персонажи стояли двумя ногами на земле. А сейчас это все ушло в телевидение. Но… поскольку счастливые исключения все-таки случаются, то однажды вечером мне позвонил легендарный режиссер Ридли Скотт, и на следующий день я получил сценарий «Марсианина» — фантастической драмы, в которой моего героя-астронавта коллеги случайно забывают на Марсе. Уже через день я был готов к работе! Помню, Скотт спросил, люблю ли я вестерны. Я, конечно, ответил утвердительно: кто же их не любит? Он сказал, что «Марсианин» будет своего рода вестерном, а когда я удивился, Ридли уточнил, что вестерн в данном случае кроется в состоянии души героя. И я сразу же почувствовал себя одиноким ковбоем в пустыне.

— Быстро нашли что-то общее со своим героем?

— Я всегда близок к своим персонажам, они мне симпатичны, пусть даже некоторые из них — подонки. Иначе я бы не мог разобраться в характере. Конечно, гораздо приятнее, когда ты играешь положительного героя, как это случилось в «Марсианине». Не знаю, смог ли бы выжить в столь экстремальной ситуации, но общего у нас с ним довольно много. Мы оба не раскрываем душу первому встречному, мы оба концентрируемся на достижения цели, мы оба высоко ценим командную работу. Долго перечислять.

— Вы бы могли выдержать столь длительное одиночество?

— Я вообще не против одиночества, оно меня не угнетает, но, конечно, у меня и близко не было такого долгого пребывания наедине с собой. Не знаю, может быть, я бы рехнулся к концу второй недели, а может, с честью выдержал испытание. Надо будет спросить у моего психолога (смеется).

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 91
В «Марсианине» актер остался на далекой планете в полном одиночестве. Что-то подобное с ним уже было в «Интерстелларе». Фото: кадр из фильма

«Считайте меня иногородним дядюшкой»

— В научные изыскания ради этой роли погрузиться не пришлось?

— Слушайте, я же актер, переиграл представителей множества профессий, и если бы я углублялся в каждую, то давно уже был бы в сумасшедшем доме! А мне детей растить надо (смеется). Уж на что автор «Интерстеллара» Кристофер Нолан фанат научных вывертов, но даже он, работая над фильмом, учебник физики на столе не держал. У него были профессиональные эксперты, которые подсказывали, что и как должно происходить. А здесь к тому же сценарий был прописан столь подробно, что вопросов
почти не возникало.

— Кстати, об «Интерстелларе» — в последнее время вы регулярно снимаетесь в фантастике, действие которой происходит на других планетах. Помимо «Интерстеллара» и «Марсианина», был еще и «Элизиум: Рай не на Земле»… Что ж вам на родной планете не сидится?

— (Смеется.) Давайте назовем это медленно сбывающейся мечтой. Я с детства хотел стать астронавтом, как и другие мальчишки. Большинство из них от этой мечты отказалось. А я стал играть астронавтов и — пусть фиктивно — эту мечту реализовал.

12-3009-matt2-hires-3
Середина 90-х: Мэтт со своей девушкой Минни Драйвер и другом Беном Аффлеком. Дружба с Беном продолжается до сих пор. Фото:Rex/Fotodom.ru

— То есть во время съемок вы чувствовали себя астронавтом?

— Хотел чувствовать. Иногда получалось. Иногда — не очень. Вот, например, невесомость. В невесомости астронавт плывет — только где эту невесомость на Земле взять? Вот и приходится стоять на одной ножке и загребать руками (встает и пытается показать). А потом в кадр попадает только то, что выше таза, и зритель уверен, что ты — в невесомости. Забавно: я двадцать лет считал, что физические упражнения, которыми нас мучили в актерской школе, — полная чепуха, а ведь пригодились! Некоторые ситуации во время съемок выглядели более правдоподобно. Скажем, выращивание картошки на Марсе — ее, правда, я выращивал в съемочном павильоне, но выращивал же! И радовался как последний дурачок, когда она доросла до кондиции, годной для употребления в пищу.

— Вам не кажется, что благодаря «Интерстеллару» и «Марсианину» родилось целое направление в искусстве, суть которого -забросить Деймона на какую-нибудь планету и посмотреть, что из этого получится?

— Я именно такой реакции публики и боялся, но Ридли Скотт меня успокоил. Манн в «Интерстелларе» — негодяй, который использует свое одиночество, чтобы построить ловушку для прибывающих к нему астронавтов, а Марк Уотни в «Марсианине» — лучший представитель человеческой породы, который верит в то, что Земля не может его бросить.

12-3009-matt3-hires-2
Отношения актера с Вайноной Райдер длились с 1997 по 2000 год. Фото: Jim Smeal/Getty Images

— Как вам работалось с Ридли Скоттом?

— А как может работаться с режиссером, которого считаешь великим? Он ведь из той же обоймы, что и Билли Уайлдер, Том Форд, Альфред Хичкок…«Как вам работалось с Билли Уайлдером?» — ну как ответишь на этот вопрос? Замечательно работалось. Человек с самого начала знал, что он хочет, держал в голове тысячу мелочей, считал важным вечером обсудить, что он ожидает от тебя завтра на площадке, и умел крикнуть «Мотор!» в ту самую секунду, когда ты на пике готовности. В своей работе он мне напоминает двух Стивенов: Спилберга и Содерберга, у тех тоже вся картина в голове еще до съемки.

— В «Марсианине» с вами снимались Джессика Честейн, Джефф Дэниэлс и другие звезды…

— Беда в том, что большую часть времени я проводил в одиночестве, рядом был только Ридли. Поэтому, если съемочная группа
красиво называется семьей, то я был в ней иногородним дядюшкой, который появляется только на праздники (улыбается).

12-3009-matt1-hires-4
Перестав встречаться с актрисами, Деймон закрутил роман с барменшей Лючаной Баррозо и нашел наконец свое семейное счастье. Фото: Brent Perniac/AdMedia/Globallookpress.com

«Стараюсь не огорчать маму»

— Семейные аналогии явно вам близки, не зря у вас ведь репутация семейного человека…

— Правда? Добился наконец! (Смеется.) Представьте себе, я даже во время работы над фильмом сочувствовалтсемьям астронавтов,
отправившихся в космос. Так было всегда: искатели приключений надолго уходили из дому, а семьи тосковали. Марк один остался на Марсе, а его близкие об этом знали. Но он мог бороться за выживание, а они были бессильны. Нетрудно догадаться, кому было тяжелее.

— Ваша мама — преподаватель. Какдумаете, можно  ли на примере вашего героя воспитывать подрастающее поколение?

— Боюсь, то, что моя мама учительница, мне мало помогло (смеется). Но фильм на самом деле несет в себе воспитательную составляющую. Он заставляет интересоваться окружающим миром, ведь самое страшное, что может случиться с детьми, — это когда они становятся апатичными, безразличными. Воспитывает волю, ведь слабохарактерность поведет тебя прямым путем к выбросу из общества, к поискам утешения в наркотиках. Быть сильным — не значит быть агрессивным, но вызовы ты должен принимать стоя. И, наконец, еще один момент, которому учит фильм, — нельзя предаваться отчаянию. Ну как, не посрамил я маму?

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91
Талантливый мистер Рипли в исполнении Деймона (справа) ловко водил за нос героев Джуда Лоу и Гвинет Пэлтроу. Фото: кадр из фильма

— Что вы, наоборот! Теперь она может гордиться вами не только как актером… Кстати, а гордится ли она вашими успехами в кино?

— У нее нет выхода (улыбается). Привыкла. Мне сейчас сорок четыре года, а твердо стать актером я решил в тринадцать, поэтому времени для привыкания у нее было достаточно.

— Она не возражала против актерской карьеры?

— Нет, активных возражений не было. У нас в средней школе был такой замечательный руководитель театрального кружка, что я всерьез увлекся этим делом. Да еще и нашел друга, Бена Аффлека, который всегда меня поддерживал. Вместе с ним ездили в Нью-Йорк на пробы, которые, замечу, окончились ничем, но это нас не обескуражило. Вместе писали полудетские еще сценарии, которые никого не заинтересовали. Но мы не сдавались, родители стали уважать наши устремления, ну а мы в ответ старались не очень их огорчать. И стараемся до сих пор. К счастью, у нас это получается.

«Марсианин»
В кино с 8 октября

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91
По словам Мэтта, он многим обязан покойному Робину Уильямсу, с которым снялся в «Умнице Уилле Хантинге». Фото: кадр из фильма

Личное дело

Мэтт ДЕЙМОН родился 8 октября 1970 года в Кэмбридже, штат Массачусетс, в семье брокера Кента Деймона и преподавательницы Нэнси Карлссон-Пэйдж. Родители развелись, когда Мэтту было 2 года. Учился в Гарварде, но предпочел научной карьере кинематографическую. Дебютировал в кино в 18 лет в фильме «Мистическая пицца», где произносил одну фразу, что-то вроде «кушать подано». В середине 90-х вместе с другом Беном Аффлеком сочинил сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг», за который ребята получили по «Оскару». Личные отношения связывали Деймона с актрисами Вайноной Райдер и Минни Драйвер, но женился он на Лючане Баррозо — барменше-аргентинке, с которой познакомился в 2003-м на съемках фильма «Застрял в тебе». С Лючаной, у которой на момент знакомства уже была дочь Алексия, актер обзавелся еще тремя дочками — Изабеллой, Стеллой и Джией.

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91
Спасением рядового Райана (Деймон — в центре) в одноименном фильме занимались такие уважаемые артисты, как Том Хэнкс и Эдвард Бернс (справа). Фото: кадр из фильма

5 лучших фильмов Мэтта Деймона:

● «Умница Уилл Хантинг» (1997)

● «Спасение рядового Райана» (1998)

● «Талантливый мистер Рипли» (1999)

● «Идентификация Борна» (2002)

● «Отступники» (2006) Кадр из фильма