Светлана Ходченкова: «Твердо сказала - хочу быть брюнеткой!»

Актриса - о съемках в «Викинге», вкусе крови и поездках по монастырям.

Десятый век, раннее Средневековье, история великого князя Владимира - об этом новый отечественный блокбастер «Викинг», главную роль в котором исполнил Данила Козловский, а Светлана Ходченкова сыграла бывшую монахиню, гречанку Ирину, жену брата Владимира.

- Светлана, вы говорили, что этот проект - один из самых важных в вашей карьере. Почему?

- Таких эмоциональных и психофизических затрат у меня раньше не было.

- В чем была сложность в физическом плане? Грязь вокруг, холод?

- К физическим нагрузкам рано или поздно привыкают все артисты, на это жаловаться непрофессионально. Съемки в жару и в холод, без выходных, смены то и дело затягиваются… Но когда ты знаешь, ради чего все это, то воспринимаешь лишения спокойно. Года за два до проб я услышала об этом проекте. О нем уже тогда шла слава как о чем-то грандиозном и небывалом в российском кинематографе. История времен крещения Руси далека и малопонятна. Разобраться, какими страстями жили тогда люди, мне было страшно интересно. Моя героиня отличается от других персонажей. Ирина - бывшая монахиня, гречанка, она образованна и религиозна. Несмотря на горячую веру, ее преступно влечет к Владимиру, и ей приходится смирять себя. Она борется с собой. Готовясь к роли, я ездила по греческим монастырям, наблюдала за монахинями. Хотелось подсмотреть, как они ведут себя, как двигаются, как говорят.

- Специально поехали в Грецию ради этого?

- Я как раз планировала отпуск с друзьями в Греции. Вот и решила заодно посетить несколько монастырей, чтобы с близкого расстояния присмотреться к монахиням. Признаюсь, эти наблюдения очень помогли мне. Скупые жесты и движения настоящих монахинь настолько далеки от моей психофизики, моего привычного состояния, что порою на съемках мне приходилось прикладывать немало усилий, чтобы сдерживать мои родные, но современные жесты, которые разрушали бы образ Ирины.

- Кастинг был уже с Козловским?

- Нет. Я два года подряд пробовалась с разными партнерами и партнершами. Это было какое-то сумасшествие. Но с другой стороны, какая актриса не мечтает о роли в исторической драме? Когда я впервые попала на съемочную площадку «Викинга», была поражена масштабом и мгновенно забыла об изнурительном кастинге. Художники в натуральную величину построили несколько городов - только вдумайтесь! Декорации были такими достоверными, что хотелось ходить и, как в музее, подолгу рассматривать каждую мелочь. Все мои костюмы и украшения создавались вручную. Ирина в фильме появляется в четырех разных платьях, и каждое символизирует перемены в ее душе. Ничего случайного. Так, в первый раз Владимир видит ее в наряде глубокого синего цвета с вкраплениями золотого оттенка - это цвета, традиционно ассоциирующиеся с Византией.

- Наверняка такое пристальное внимание к деталям помогало актерам.

- Разумеется! Ты уже не можешь просто надеть костюм и говорить слова - быть кукольным персонажем. Ты понимаешь, что все здесь по-настоящему: десятый век, Полоцк и Корсунь, кровь и слезы. И ты тоже по-настоящему выкладываешься на тысячу процентов! Хотя было очень сложно и физически, и эмоционально. Какие-то бесконечные переработки, но никто не жаловался, потому что все понимали, что делаем нечто большее. Ответственность была невероятная: одна твоя ошибка могла повлечь за собой часы подготовки к новому дублю в массовых сценах. Знаете, обычно, заканчивая съемки в одном фильме, я почти сразу приступаю к другой. Но после «Викинга» я не могла заниматься ничем, этот проект забрал у меня все силы. И я устроила себе большие каникулы длиной в четыре месяца.

- И что вы делали в это время?

- Ни-че-го. Вообще! Я ходила в музеи, на выставки, в театры к своим друзьям, просто гуляла. И даже думать не могла о работе. Я была настолько опустошена, что мне неоткуда было черпать новые эмоции и ощущения.

- Четыре месяца - это немало, учитывая вашу занятость. В 2016 году у вас вышло сразу 10 фильмов!

- Я снималась в них раньше, в 2014 - 2015 годах. Этот восстановительный период нужен был моей нервной системе. Понимаете, я все время работаю на износ, мне кажется, в актерской профессии по-другому невозможно.

- У Александры Бортич, которая сыграла жену Владимира Рогнеду, в фильме есть тяжелая драматическая сцена. А какие испытания достались вашей героине Ирине?

- История моей героини трагическая. Ее украли из монастыря и сказали: «Теперь у тебя есть муж». Она полюбила брата Владимира Ярополка, но какой-то своей, особенной любовью, а его убили. Сцен изнасилования, как у Саши Бортич, у меня, к счастью, не было. Были другие - тоже очень эмоциональные. Например, в конце фильма Варяжко (правая рука князя Ярополка, его сыграл Игорь Петренко. - Ред.) стучится в дверь дома Ирины и просит ее отказаться от Владимира. Варяжко был одержим Ириной, готов был целый мир бросить к ее ногам, согласен на любое безумие. Он просит покреститься перед Богом на иконе, произнести слова молитвы, поклясться ребенком - всем, чем угодно. И Варяжко даже не осознает, о чем просит, потому что он язычник. А для Ирины это сложно, для нее слова клятвы - не пустой звук. Если она поклянется перед иконой, на этом все, точка - она больше не увидит любимого человека, не увидит Владимира. Эмоционально это была очень напряженная сцена. Мы снимали не один раз и даже не один день. Работали без осветительных приборов, в доме горели лишь свечи. Это была новаторская идея оператора Игоря Гринякина. Да еще и говорить мне приходилось по-гречески. Такой тяжелый опыт. Наверное, было бы проще по-японски вдруг заговорить, чем учить фразы на греческом.

- И каждый раз заново нужно плакать?

- У-у-у, актеру только дай порыдать. Для нас это одна из самых простых вещей. Засмеяться сложнее даже, чем заплакать. Меня можно было хлебом не кормить - дайте только поплакать в кино.

«Красить волосы я бы не хотела»

- Светлана, в фильме вы брюнетка. Это был парик?

- Да, конечно.

- Кто придумал вам такой образ?

- Это было мое предложение. И, скажу честно, оно долго не находило положительного отклика ни у кого. Вместе с художником по гриму я пыталась убедить режиссера. Сначала примеряли один парик, потом другой, подбирали такой цвет, который бы действительно мне шел. Существует такой стереотип: актриса Светлана Ходченкова - блондинка и только такой она может быть в фильме. Я благодарна, что создатели «Викинга» все-таки поверили в то, что я могу быть и брюнеткой. Всем в итоге очень понравился мой новый образ. Никто уже не видел во мне ту самую Светлану Ходченкову. Для всех я стала абсолютно другой, стала Ириной.

- Почему вам захотелось сменить цвет волос?

- Я знала, что Саша Бортич утверждена на роль. Мы с ней - две главные героини. И обе - блондинки. И тогда подумала: пусть хотя бы я стану брюнеткой. Предложила эту идею, а мне говорят: «Перестань». «Ну как? - стала спорить я. - Ведь моя Ирина  еще и гречанка». «Среди греков тоже были блондины», - отвечали мне. Я просила: «Давайте хоть попробуем». Вот так, шаг за шагом, отвоевала себе новый образ.

- А покрасить волосы не было мысли?

- Никогда этого не делала и не хотела бы перекрашиваться, если честно. Парик мне сшили из натуральных волос, он был отлично сделан. Поэтому в покраске волос не было необходимости.

«Кровь в кино сладкая»

- В детстве вы мечтали быть врачом, но передумали, потому что боитесь вида крови. В фильме же кровища льется рекой…

- А я уже не боюсь вида крови. Видимо, со временем избавилась от страха. К тому же если актер путает киношную кровь и настоящую, то это уже профнепригодность и какое-то сумасшествие. Искусственная кровь совсем нестрашная, очень сладкая, кстати, на вкус, ее делают из какого-то съедобного сиропа. Но выглядит реалистично.

- В этом фильме довольно много страшных сцен - насилие, кровь, убийства. Руки отрезают, головы рубят...

- В то время так и жили. Невозможно снять фильм о средневековом времени и обойтись без кровавых расправ. У нас все по-настоящему.

- По этой причине фильм сравнивают со знаменитым сериалом «Игра престолов».

- Я читала об «Играх», хотя ни одной серии этого проекта не видела. Не знаю даже, должна этим гордиться или погрустить. Но у нас  не «Игра престолов», это не выдуманный мир. «Викинг» основан на реальных событиях.

- Согласитесь, что фильм получился тяжелый.

- А как иначе, тут нам диктует сама история. Я абсолютно убеждена, что к фильму такого масштаба нужно подходить готовым. Я бы на месте зрителей заранее почитала что-то о той эпохе. Она действительно не самая простая, не самая легкая. Мы попытались объяснить, что двигало людьми в то время. Почему они поступали так, а не иначе.

- Вы сами в кино на «Викинга» пойдете?

- Обязательно! У меня есть традиция - я свои фильмы заранее не смотрю. Делаю для себя подарок - хожу на премьеры только вместе со всеми зрителями.

Читайте также