интервью

Леонид Роберман: «На гастролях Валерий Гаркалин буквально умер на сцене»

Леонид Роберман: «На гастролях Валерий Гаркалин буквально умер на сцене»

Осенью этого года театральное агентство «Арт-Партнер XXI» отмечает свой 20-й День рождения и приглашает зрителей на юбилейный вечер и премьерные постановки. Леонид Роберман, создатель и бессменный директор компании, поделился с Teleprogramma.pro мыслями о грядущем празднике, творческими планами и воспоминаниями о друзьях-актерах.

Леонид Роберман

Леонид Семенович, в этом году Вашему театральному агентству исполняется 20 лет. Как будет проходить юбилей?

— Очень просто: будет много цветов и коньяка, много поздравлений, и если мы выживем, то хорошо проведем новый театральный сезон. Это шутя. А если серьезно, 21 ноября на сцене театра Вахтангова пройдет наш юбилейный вечер. Он не будет помпезен, на сцену выйдут Сергей Юрский, Валентин Иосифович Гафт, Сергей Маковецкий, Ольга Остроумова, Нонна Гришаева, Борис Щербаков, Алексей Маклаков, Елена Камбурова — люди, с кем мне повезло встретиться в этой жизни. Никакого сюжета, будут судьбы, личности, номера, которые актеры подготовят сами, либо отберут то лучшее, что уже есть — хотя у них все лучшее. Кроме этого, покажем спектакль «Звездный мальчик», в котором играет Дина Корзун. А потом мы напьемся по этому поводу.

— На сайте агентства есть анонс спектакля «Последний луч радуги». Это тоже часть юбилея?

— Это некий спектакль, который мы ставим в юбилейный год. Премьера пройдет 13, 14 декабря в Театре им. Пушкина. Постановкой занимается Алексей Франдетти, Тимофей Рябушинский, Вика Севрюкова — команда, в которой все трое в этом году получили «Золотые маски» за лучшую режиссуру, оформление, сценографию, костюмы.

Пьеса «Последний луч радуги» связана с нашей жизнью и работой. Не хочу говорить, что это история певицы, на ее месте мог быть любой артист, который, столкнувшись с кризисом, пытается из него выбраться, дабы вновь испытать то чувство радости и восхищения, которое было ему знакомо какое-то время назад. Эта история и трагическая, и драматическая, и лирическая, в ней будет много музыки, театра — драматического в первую очередь — шоу, оркестр. Главную роль играет Нонна Гришаева, еще задействованы Марк Богатырев, Сергей Шустицкий, Игорь Ливанов.

— Насколько я знаю, вы недавно были на гастролях в Израиле — у вас праздничный тур?

— Все, что мы делаем, так или иначе связано с юбилеем, но ничем не отличается от других наших работ. Просто мы, может быть, чуть более трепетно относимся к этому сезону, чуть более осмысленно, понимая, что от нас сейчас ждут чего-то необычного. Гастроли в Израиле — тоже в рамках юбилея. Мы в третий раз приехали сюда со спектаклем «Бумажный брак» с Сергеем Маковецким, Еленой Яковлевой и Даниилом Спиваковским. И третий раз у нас полные аншлаги. Это беспрецедентный случай в истории театрального Израиля. За те двенадцать лет, что мы играем спектакль, он не постарел, хотя актерам уже гораздо больше лет, чем тогда, когда мы только начинали работу над ним. Но какой же свежей выглядит постановка, и видели бы вы, какими счастливыми выходят после спектакля актеры!

— Что вы считаете самым большим успехом и победой в деятельности агентства?

— Недавно был не самый простой день в жизни агентства. Так вышло, что в одном из спектаклей «Бумажный брак» Валерий Гаркалин не смог принять участие. В итоге его заменял Сергей Маковеций, который прямо после съемок помчался в театр. Но Сергея еще нужно было дождаться, надо было выиграть время, что-то делать, ведь аншлаг, продан весь зал… Я позвонил Валентину Гафту со словами «Пожалуйста, помогите». Валентин Иосифович помог… Приехал выручать! В этот вечер мы вынуждены были начинать спектакль значительно позже. Я вышел к зрителям,  рассказал о ситуации… И ни один человек не ушел из зала. Вот это я считаю своей основной победой — доверие актеров и доверие зрителей. Мы их не обманули, мы сделали все возможное и спектакль состоялся, а еще «в придачу» на сцене был Гафт. В ноябре прошлого года мы сыграли за один месяц 52 спектакля. Это тоже наша победа! Среди этих 52-х есть спектакль «И снова с Наступающим!» с масштабными многотонными декорациями, которые занимают ровно две двенадцатиметровые фуры и устанавливаются около 11 часов – и это успех! Какой еще театр может похвастаться такими результатами? Я горжусь тем, что был продюсером Любови Полищук и она играла в трех наших спектаклях. Постановка «Железный класс», в которой на сцену вместе с Сергеем Юрским и Ольгой Волковой после долгой «паузы» вышел легендарный эфросовский актер Николай Волков, – это тоже еще одна взятая нами «высота»! Всем этим мы гордимся.

— Возникала ли когда-нибудь мысль, что вы выбрали не тот путь? Например, что стоило оставаться режиссером, заниматься творчеством?

— На самом деле директор — самая творческая профессия. Именно я определяю художественное направление, я выбираю пьесы, которые мы ставим. А желание или мысль бросить работу — да каждый день. Просыпаешься и думаешь: «Пошло оно все!» (Смеется). Когда мы сделали свой первый спектакль «Какая идиотская жизнь», я очень гордился тем, что со мной разговаривают Джигарханян, Гундарева, Гаркалин. Со временем это стало привычной работой.  А потом, о ужас, стали все чаще  возникать моменты, когда я думал: «Господи, опять идти туда к этим артистам и разговаривать с Джиграханяном, Гундаревой, Гаркалиным». Так что было все.

— Да, от творческого кризиса никто не застрахован…

— И кризис был. Не всегда у нас получались выдающиеся спектакли, некоторые даже хорошими назвать не хочется — такие мы закрывали. А некоторые постановки, извините за высокопарные слова, получались художественными. Так, например, случилось со спектаклем по пьесе «Ботинки на толстой подошве» (режиссер Роман Козак), где играли Александр Феклистов, Татьяна Васильева и Валерий Гаркалин. Они пришли ко мне со словами «У нас есть пьеса, но никто из продюсеров ее ставить не хочет. Ты наша последняя надежда!». Я решился. Ведь я же был последний… И все получилось.

Но спектакли — живые существа, зависящие от тех, кто в них живет. На гастролях в городе Клайпеде Валерий Гаркалин в прямом смысле слова умер на сцене. У него случился инфаркт, была клиническая смерть, которая произошла прямо на сцене на 23-й минуте спектакля. Дали занавес. К счастью, через 7 минут прибыла скорая помощь, Валерия отвезли в больницу, а через год он к нам вернулся. Правда «Ботинки..» мы уже не показывали ни-ког-да, как бы я его не уговаривал. Вернуть спектакль, который был дорог нам всем, не вышло, Валера просто боялся и говорил мне: «Ленечка, я там уже умер». Искусство —  штука капризная, здесь, как и во многом в жизни, не все и не всех можно заменить.

— Какие еще истории вспоминаются за 20 лет работы?

— Случаев было невероятное количество. Когда я начал говорить о «Ботинках на толстой подошве», вспомнил гастроли в Канаде. Летели мы через Франкфурт, где случайно в аэропорту остались все наши декорации — их просто не погрузили. Мы прибыли в Торонто «очищенные», чище нас не было никого. У нас не было ничего, даже зубных щеток. А вечером запланирован спектакль. Тогда мы обратились на радио и объявили по городу, что произошла такая история и нам нужно для спектакля первое, второе, третье… Поразительно, но декорации к спектаклю, костюмы и обувь, все удалось собрать за один день. Нас одевали всем миром, было ощущение, что не осталось ни одного человека, который не принял бы участие — все очень хотели помочь. Наши же декорации пришли после третьего спектакля, когда гастроли в Канаде успешно закончились. Но благодаря людям и этому случаю мы получили второй комплект реквизита, костюмов и декораций.

— В этом году у Вас был свой личный юбилей — 60 лет. Как прошло торжество?

— Самым сложным испытанием являются праздники. Выжить в праздник — это особый талант. Я выжил, несмотря ни на что и вопреки всему. Правда, по-моему, я обрел больше врагов, чем друзей. Мне показалось, что нужно поступить по принципу «чем меньше людей, тем больше праздник», и я собрал только самых близких, самых избранных людей. Многие обиделись. Но у меня еще впереди есть запас времени, чтобы со всеми что-нибудь отпраздновать.

— А какой праздник для Вас важнее — юбилей агентства или Ваш День рождения?

— Юбилей агентства —  это тоже День моего рождения. Компания — это мое дитя, живое и дорогое.

— Чего ждать зрителям от нового театрально сезона?

— Будет три постановки и один фильм. Пока мы объявили только «Последний луч радуги», все остальное станет сюрпризом как для зрителей, так и для сотрудников моего агентства. Я очень бы хотел сделать спектакль с Еленой Яковлевой, Марией Ароновой, Сергеем Маковецким. Возможно, будет новая постановка с Сергеем Юрским. Как говорится, что-то будет, ведь должно же что-то быть, ведь не может так быть, чтобы чего-нибудь да не было (улыбается).

— Как насчет приглашения иностранных звезд?

— Никаких больше иностранных звезд. Сильнее актеров, чем в России, просто нет. Есть то, чем питается человек каждый день, а есть то, что пробует раз в полгода. Так вот то, что нужно каждый день, могут дать только русские актеры. Есть большое количество людей, с которыми я не работал, но хотел бы и, надеюсь, еще поработаю.

— Каким Вы видите свое агентство, свою работу к следующему юбилею, 30-му Дню рождения?

— Я бы хотел, чтобы агентство работало без случайных спектаклей. Есть вещи, которые хочется делать, есть то, что нужно делать. Вот хочется, чтобы первого было как можно меньше, а желанного — все больше и больше.

Комментарии
или войти с помощью: