интервью

Клинт Иствуд: «Всех идиотов в мире я удовлетворить не смогу!»

Клинт Иствуд: «Всех идиотов в мире я удовлетворить не смогу!»

Легендарный актер и режиссер в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» объяснил, почему скептически относится к актерским курсам и рецензиям на свои фильмы.

Клинт Иствуд
Фото: Phil ROACH/globallookpress.com

Иствуд не только легендарный артист и режиссер, но и выдающийся ловелас. Он уже и сам не помнит, сколько у него было женщин, да и насчет количества детей тоже не уверен. С последней женой, которая была моложе его на 33 года, Клинт развелся, когда ему стукнуло 83. Конечно, сердцеедов в Голливуде множество, но Иствуд подвиги на любовном фронте умудряется совмещать с первоклассным кино, которое снимает и в котором снимается. «Мистическую реку», «Малышку на миллион» и другие шедевры с удовольствием записал бы себе в актив самый разборчивый режиссер.

— В последнее время вы явно предпочитаете реальных героев выдуманным: Джейсон Холл из «Американского снайпера», директор ФБР Гувер  из «Дж. Эдгара», пилот Салли Салленбергер из вашего последнего фильма «Чудо на Гудзоне»… Неужели придуманные характеры надоели?

— Честно говоря, я не делаю разницы между реальными героями и придуманными — смотрю, кто ярче. Захватывающий сценарий «Чуда на Гудзоне» я считаю подарком судьбы, потому что в нем пилот не только посадил самолет с двумя заглохшими двигателями на воду и спас больше ста пятидесяти жизней. Здесь есть еще и драма послесловия к подвигу, именно она и показала силу его характера. Дело в том, что возникли подозрения, будто самолет можно было дотянуть до нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия и тем самым спасти не только людей, но и машину. Началось долгое и мучительное разбирательство. Я просто не мог пройти мимо такой истории.

— Повлиял ли на ваш выбор личный опыт?

— Вы имеете в виду то, что самолет, в котором я летел, упал в океан? Кто знает? У меня личного опыта на все сценарии явно не хватает, надо и воображение включать. Хотя… Чувство страха осталось на всю жизнь. Мне был 21 год, я служил в армии и решил навестить родителей, используя для этого попутный военный самолет. В это трудно поверить, но тогда простота нравов была в порядке вещей, и меня запросто взяли на борт. Вот что я до сих пор не знаю, это каким образом пилот полетел с пустым баком — он не был похож ни на самоубийцу, ни на лихача. В общем, над океаном бензин закончился, мы шлепнулись и поплыли уже самостоятельно. Я плыл в абсолютной уверенности, что умру, и, может быть, автоматизм движения меня как раз и спас. Потом выяснилось, что мы начали свой плавательный марафон точь-в-точь в том месте, где обитают хищные белые акулы. Вот тогда-то пришло чувство страха и осталось со мной навсегда. Но движет мною не оно, а уважение к сильным личностям.

— А они еще остались? Такое ощущение, что политическая корректность истребляет всех, кто старается поднять голову…

— Конечно, для Грязного Гарри места в обществе уже нет: американским полицейским сейчас впору выходить на патрулирование в паре с адвокатом, потому что им приходится оправдываться за каждое свое действие. Но природа человека не меняется, и сила характера проявляется в других поступках. Я не знаю и не очень интересуюсь тем, что о героях думают другие, но я до сих пор помню, какое впечатление произвели на меня первый Бэтмен и первый Супермен.

— Но это же герои комиксов, а мы говорим о жизни.

— Те первые герои комиксов были гораздо ближе к жизни, чем сегодняшние. Как ни смешно это признать — скорее всего, из-за примитивной аппаратуры и простоты эффектов. Вот мне и кажется, что живые герои тоже могут претендовать на место в списке тех, кем мы восхищаемся. Эти герои приходят и уходят с экрана, но в памяти они остаются.

И Иствуд такой молодой... Клинт в вестерне «За пригоршню долларов» с актрисой Марианной Кох. Кадр из фильма
И Иствуд такой молодой… Клинт в вестерне «За пригоршню долларов» с актрисой Марианной Кох. Кадр из фильма

— Вы прекрасный режиссер. А с какими режиссерами вам нравится работать как актеру?

— С теми, которые не объясняют. В последние годы, я заметил, режиссерская самооценка стала очень завышенной. Почему-то многие режиссеры считают, что актер без них — глупое дитя. Доходит до смешного: я продюсирую картину, я нанимаю режиссера, и он вдруг пытается проработать со мной сценарий. Какого черта? Этот сценарий выбрал я, этого режиссера нанял тоже я. Я знаю, какой картина должна быть на выходе. Ты режиссер, вот и посмотри, как я решил эту сцену, посоветуй мне, поправь, а в остальном я как-нибудь разберусь. Актерство — это не интеллектуальная работа, а эмоциональное состояние, в момент которого артист ближе к животному, чем к человеку, — его ведут рефлексы. Я бывал на многих курсах, где пытались научить актерской технике, но в итоге все упирается в слово «талант», которому не научишь.

— Поэтому вы и решили сами стать режиссером?

— Я просто почувствовал, что могу сказать гораздо больше, если встану по другую сторону камеры. Мои актерские активы останутся при мне, а режиссура только поможет проявить их как можно лучше.

— Актеры любят у вас сниматься, ведь за ваши фильмы часто дают «Оскар»…

— Я повидал множество оскаровских победителей, которые канули в безвестность, и столько оставшихся без «Оскара» кинодеятелей, чьими работами мы восхищаемся. Творчество и золотая статуэтка у меня в душе никак не связаны.

— После того как вы сняли «Американского снайпера», вас обозвали расистом и пропагандистом колониализма…

— Ну я же не могу удовлетворить всех идиотов в мире! Да, кому-то картина показалась расистской, мне же она кажется гуманистической. Я вообще считаю, что гуманизм должен уметь защитить себя, иначе ему не останется ничего, кроме красивых похорон.


Личное дело

Клинт Иствуд-младший родился 31 мая 1930 года в Сан-Франциско. Поступил в Университет Сиэтла, однако, не доучившись, пошел служить в армию, затем чудом выжил в авиакатастрофе. Обладая впечатляющей внешностью и ростом (193 см), он привлек внимание голливудских агентов и после нескольких не слишком удачных лет получил главную роль в ковбойском телесериале «Сыромятная плеть». С тех пор карьера актера, а позже и режиссера уже не давала поводов для разочарований. В активе Клинта четыре «Оскара» (по два за фильмы «Непрощенный» и «Малышка на миллион», а также почетный «Оскар», полученный в 1994-м). Иствуд был женат лишь дважды — на сотруднице фирмы по продаже запчастей Мэгги Джонсон и на телеведущей Дине Руиз. У Клинта как минимум семь детей (точное число неизвестно), среди которых актер Скотт Иствуд и музыкант Кайл Иствуд.


5 лучших фильмов Клинта Иствуда:

● «За пригоршню долларов» (1964)
● «Грязный Гарри» (1971)
● «Непрощенный» (1992)
● «Малышка на миллион» (2004)
● «Гран Торино» (2008)

Комментарии
или войти с помощью: