Братья Запашные: «Цирк — это отражение того, что происходит в стране»

Потомственные дрессировщики Эдгард и Аскольд, сыновья Вальтера Запашного, рассказали «Телепрограмме» о суевериях, особенностях львов и тигров и «рожденных в опилках»

Потомственные дрессировщики Эдгард и Аскольд, сыновья Вальтера Запашного, рассказали «Телепрограмме» о суевериях, особенностях львов и тигров и «рожденных в опилках».

Аскольд Запашный: «Стараюсь надевать обувь с левой ноги, а вот брат — не суеверный»

- Что, по-вашему, отличает закрытый мир цирка?

- Не сказал бы, что он закрытый (улыбается). Он пытается быть открытым миру. Но позиции советского цирка, который гремел на весь мир, были утеряны в 90-е годы. В стране творилось черт знает что. А цирк всегда был отражением того, что происходит у нас в стране. Есть государственность, народ, правительство и так далее. Конечно, проблемы, касающиеся государства, задевают и индустрию цирка. Другое дело, что сложились стереотипы, мешающие обывателю воспринимать цирк таким, какой он есть.

- Как сломить эту тенденцию?

- Задача современных управленцев и артистов — восстановить былое могущество цирка. Ведь цирк — уникальное искусство. Он демонстрирует возможности человека и его крайности. Показывает возможности взаимодействия животного и человека. В этом мире огромное число граней. Все происходит вживую, по-настоящему. Каждому зрителю, который приходит на шоу, показывают программу эксклюзивно. В этом, наверно, главное достоинство и шарм цирка. Другие виды искусства, в том числе и кино, имеют возможность обходить острые углы: компьютерная графика, комбинированная съемка, а в цирке этого нет, поэтому он будет актуален всегда.

- Публика меняется вместе с цирком?

- Конечно. Люди, приученные к современным технологиям, уже по-другому воспринимают шоу. Все, что происходит в мировых цирках, можно найти в интернете. Конечно, хочется и на наших аренах это видеть. Мы стараемся соответствовать высокой планке. У нас можно увидеть и простые достижения, и художественные, и комбинацию, и имитацию действительности, и полет фантазии. Все это реализуется настоящими людьми и животными.

- В сериале «Маргарита Назарова» ваша с Эдгардом задача заключалась в чем?

- Позволить режиссеру реализовать смелые задумки сценаристов. Это сложно, потому что сценарии составляются абстрактно: хотелось бы, чтобы тигр пробегал мимо героев. Как это сделать, понимая природу животных и наши возможности — наша задача. Тигру в реальной жизни не объяснить, что он должен пробегать справа налево. Во-первых, мы предлагали варианты реализации действия сцены. Во-вторых, обеспечивали безопасность. Артисты, которые решили, что могут работать без дублеров, серьезно рисковали. То есть нам с братом нужно было постоянно находиться рядом с ними в клетке, но не в кадре. Мы должны были реагировать на поведение животных, на те моменты, которые артисты могли не заметить. Любой человек в какой-то момент, заигрываясь, перестает контролировать себя и ситуацию. Мы следили за хищниками в этот момент. В-третьих, реализовывали трюки. То, что мы имеем в репертуаре, старались показать.

- А еще вы с братом сыграли!

- Да, небольшие эпизодические роли (улыбается). Я сыграл оператора, который снимает хищников, и в какой-то момент становится жертвой.

- И ранили вас по-настоящему.

- Так вышло, что тигрица Шакира по сюжету должна была пробежаться за мной. И в какой-то момент она заигралась, и восприняла это как сигнал для продолжения атаки. Убегающий человек был естественно воспринят как жертва. Она вцепилась мне в ноги, нанесла раны когтями своими, пыталась вцепиться зубами, но я успел схватить ее за морду, оттянуть, потом оттолкнуть. Слава богу, что среагировал и я, и человек, который помог мне отцепиться от тигра, не дав ей просто растерзать меня. Осталось семь шрамов.

- Есть ли суеверия у дрессировщиков?

- Все индивидуально. Каждый человек решает сам. Брат позиционирует себя как не суеверный, а я — спокойно отношусь к предубеждениям. Мы же не знаем, существует мистика в нашей жизни. Мне спокойнее, когда я я соблюдаю определенные ритуалы. Например, люблю надевать обувь с левой ноги. Стараюсь не возвращаться в гримерную, если ушел оттуда основательно. Прошу вернуться другого человека. Это не решающие приметы, просто я стараюсь их соблюдать. Мой папа был достаточно суеверным, многие предубеждения перешли и ко мне. Не могу сказать, что это меня спасает. Скорее, мне просто приятно повторять эти вещи.

Эдгард Запашный: «Цирк — это традиция, есть даже «рожденные в опилках»

- В чем заключается магия циркового мира?

- Это совокупность элементов. Во-первых, это навсегда. Если цирковая «инфекция» попадает в человека, он остается здесь надолго. Отсюда и династийность. Есть такое выражение «рожденная в опилках» - это когда дети артистов цирка фактически рождаются на арене. И продолжают путь родителей. В цирке как никогда крепки фамильные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Воздушные гимнасты, акробаты, дрессировщики хотят, чтобы их дети продолжали их дело. Чтобы темп достижений рос.

Во-вторых, это трудоголизм. Мы работаем по многу часов беспрерывно. Я говорю, что если не любишь своих детей, отдай их в жонглеры — всю жизнь репетировать будут. Жонглер — это 8-10 часов тренировок в день. Это роботы, которые должны кидать постоянно. Чем больше кидает, тем лучше будет.
В-третьих, это справедливое вознаграждение. В цирке можно стать и знаменитым, и богатым, и стать человеком мира. Советские и российские артисты цирка могут похвастаться тем, что их знают везде. Киноискусство, как и театр, требуют перевода. А наш цирк знают везде. Вальтер Запашный посетил со своей программой 56 стран мира и был востребован везде.

- Так происходит и сейчас?

- Да. Как и в СССР, мы можем гордиться нашим балетом и цирком. Другие виды искусств, к сожалению, так легко границы преодолевать не могут. В одном зале мы можем собрать чеха, нигерийца и монгола и они поймут, что мы делаем.

- В сериале «Маргарита Назарова» играют ваши любимые тигры, а не львы. В чем принципиальное отличие в характере этих зверей?

- Если бы у нас было больше львов, мы бы сняли фильм о дрессировщице Ирине Бугримовой. Что касается отличий, то тигр — это эгоист. Кошка, которая гуляет сама по себе. Ему чужда любовь и желание с кем-то общаться. Лев — это семья, друг за друга.

- Ваш отец рассказывал вам о Маргарите Назаровой?

- Да, он очень уважал ее и тепло отзывался. Никакой конкуренции между ними не было, если вы к этому. Кстати, как постановщик трюков с животными он отработал на многих картинах: «Дерсу Узала», «Три плюс два», «Руслан и Людмила» и так далее. Однако на фильм «Полосатый рейс» позвали именно Маргариту Назарову и Константина Константиновского. Ну, бывает.

- По легенде, именно генсек ЦК КПСС Никита Хрущев, посетив цирк, дал ход кинокарьере Назаровой. Росгосцирк часто посещают политики?

- К сожалению, Леонид Брежнев стал последним руководителем нашей страны, который заходил в цирк. Я не хочу проводить никаких аналогий или делать громкие заявления, но это говорит о многом. На мой взгляд, несправедливо со стороны высших эшелонов власти игнорировать целый пласт искусства.

«Маргарита Назарова», Первый, понедельник-четверг, 21.30

Читайте также