Изабель Юппер: Женщина не должна ограничивать свою жизнь браком

Знаменитая французская актриса в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» объяснила, почему ее героини не ломаются даже после серьезных личных потрясений

Знаменитая французская актриса в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» объяснила, почему ее героини не ломаются даже после серьезных личных потрясений.

Изабель взорвала сознание нашего зрителя в далеком 87-м, представ перед зажатой советской публикой обнаженной в голливудском эротическом триллере «Окно спальни». Далеко не все тогда в СССР знали о том, что эта элегантная красотка уже давно является суперзвездой европейского кино, обладательницей награды Каннского фестиваля за работу в драме Клода Шаброля «Виолетта Нозьер». За прошедшие с того памятного момента почти 30 лет ничего в принципе в жизни Изабель не поменялось - она по-прежнему много снимается, регулярно удивляя мощными образами вроде того, что поразил всех в 2001 году в «Пианистке» Михаэля Ханеке. В новой картине «Громче, чем бомбы» у 63-летней Юппер роль военного фотографа - тоже, согласитесь, не самый традиционный выбор.

- У вас всегда сложные, необычные персонажи. Насколько они похожи на вас?

- Вовсе они не сложные. Не сложнее, чем те, кого играют другие. Не думаю, что мои героини похожи на меня или что у меня сложный характер. Скорее сложна сама жизнь, а мы реагируем на нее. Кино - противоположность жизни, оно часто защищает нас от ее цинизма.

- Вы снимаетесь в кино, играете в театре, у вас семья, трое детей… Откуда берутся силы?

- Я все успеваю, потому что мне не тяжело работать. И совсем не важно, приходится ли для роли плакать или смеяться, любить или покончить с собой - ко всем героиням я подхожу одинаково и рассматриваю съемки в кино как свою работу. Фильмы и их герои - выдумки сценариста и режиссера, к моей реальной жизни они никакого отношения не имеют. У меня хватает времени на свою собственную жизнь: после того как покидаю съемочную площадку, я сразу забываю про работу и переключаюсь на будни. Кстати, мои дети, кроме младшего сына, уже выросли и покинули дом (у актрисы 32-летняя дочь Лолита, 30-летний сын Лоренцо и 18-летний сын Анджело. - Ред.). Собственно, благодаря старшей дочери я уже бабушка, но давайте лучше об этом не будем. В любом случае у меня появилось больше времени, чтобы сниматься.

- С силами и временем на съемки все понятно, но где взять вдохновение?

- Мне просто нравится импровизировать. Люблю, когда на меня направляют камеру. Меня всегда прежде всего интересует, даст ли мне фильм возможность импровизировать. Меня не интересует, в каком жанре будет картина. Я прекрасно себя чувствую как в комедиях, так и в триллерах. Для меня не существует разделения на коммерческое кино и арт-хаус. Есть лишь хороший фильм или плохой.

Фильм - это эстетическое переживание. Правдивость истории не имеет никакого значения. Важны эмоции. В этом суть художественного кино, а не в том, какой урок он вам преподаст, научит ли любить или объяснит актуальную политическую ситуацию в мире. И не нужно от кино ничего другого требовать!

- Как-то очень давно вы сказали: «Надо жить, рискуя, а женщины, подавляющие свои желания, уже мертвы. Они страшнее, чем те, кто свои потребности реализует». Поменялись ли ваши взгляды с возрастом?

- Не припомню, чтобы я такое говорила. Но, судя по содержанию, вполне могла такое сказать. Да, надо жить рискуя. Причем с возрастом нужно больше рисковать. Потому что прибавилось жизненного опыта, но сократился отведенный жизни срок. Думаю, что в жизни нельзя удовлетворить всех своих потребностей, но нужно постараться сделать так, чтобы исполнилось как можно больше твоих желаний.

- Думаю, ваши героини нравятся феминисткам…

- Возможно. Скажем так: я предпочитаю играть героинь, которые не бегают за мужчинами, для них важнее самореализация и самоуважение. Они обладают интеллектом, и их жизнь не ограничивается мужем и детьми. Поэтому, если мою героиню оставляет мужчина, она не ломается, наоборот, она скорее предпочтет одиночество. Но не потому что впала в меланхолию или депрессию, а потому что ищет дистанцию, чтобы накопить энергию и силы для счастливой и полноценной жизни. Я с такими женщинами согласна. Может быть, в этом заключается мой вклад в феминизм?

- Вашу Натали из фильма «Будущее», женщину 50 с небольшим, бросает муж, но она реагирует на это с юмором. Мишель из картины «Она» в одиночку мстит мужчине, который ее изнасиловал. Изабель из «Громче, чем бомбы» выбирает мужскую профессию военного фотографа...

- Женщины привыкли к трудной жизни. В картине «Громче, чем бомбы» моя героиня интересна не только тем, что выбрала себе рискованную профессию, но также тем, что жила двойной жизнью. Такой, которой чаще позволяют жить себе мужчины. Натали из «Будущего» стареет, а муж ее влюбляется в молодую, бросает ее. Но она мыслит трезво, не зря же она профессор философии, и понимает, что страдания тоже часть жизни. У нее хватает внутренней силы и чувства юмора, чтобы справиться со своей ситуацией. Вообще юмор необходим в быту. Но многие относятся к себе слишком серьезно.

- Считаете ли вы, будучи человеком творческим, что искусство рождается в муках?

- Может быть, у кого-то оно именно так рождается. Я в этом не уверена, потому что не считаю себя творцом. Люди, которые называют себя так, кажутся мне слишком пафосными. А я просто актриса. Вот и все. При всей внешней загадочности актерство - это лишь ремесло.

- Вы часто играете интеллектуалок...

- Хотите узнать, насколько интеллектуальна я сама? Я читаю книги и живо интересуюсь искусством. Мне нравится каждый вечер отправляться в постель с томиком книги, которая дает возможность отвлечься от рутины.

- Жизнь актрисы может быть рутиной?!

- У любого человека есть свой быт. И мой быт, скорее всего, мало чем отличается от вашего. Конечно, из-за своей работы я чаще оказываюсь в мире фантазии. Но многое при этом сделать не успеваю. Смешно говорить, но, прожив всю жизнь в Париже, я так и не нашла времени забраться на Эйфелеву башню.

- Как относитесь к тому, как время обходится с внешностью и красотой?

- Для меня внешний вид никогда не играл большого значения. Даже когда я была подростком, то особенно не страдала из-за того, как выгляжу. Неровности на лице никогда не становились предметом моих страданий или плохого настроения. Но когда я приобрела опыт работы перед камерой, то четко для себя уяснила, что актерская красота субъективна. Она часто зависит не от тебя самой, а от многих других факторов - от ракурса камеры, от макияжа, от освещения, специальных эффектов, от представлений режиссера. Поэтому зрители часто удивляются, когда видят актера в реальной жизни, потому что на экране он может выглядеть совсем другим. Однако неправильно было бы думать, что актеры не занимаются самолюбованием. Они все влюблены в себя. Без подобного нарциссизма не становятся актерами, это факт, хотя мне и тяжело в этом признаваться. За это я себя ненавижу.

Личное дело

Изабель Юппер родилась 16 марта 1953 года в Париже в семье учительницы английского и производителя сейфов. Мать решила, что дочке не стоит идти по скучным родительским стопам, а надо заняться творчеством. Уже в 18 лет дебютировала на ТВ, а успех пришел к артистке в 21 год, когда на экраны вышел знаменитый фильм Бертрана Блие «Вальсирующие», где Изабель появилась в небольшом, но ярком эпизоде. С тех пор Юппер снималась постоянно, причем не только в Европе, но и Голливуде. Наиболее ярким достижением в карьере артистки стали две награды Каннского фестиваля, завоеванные за фильмы «Виолетта Нозьер» (1978) и «Пианистка» (2001). В 1982 году Изабель вышла замуж за режиссера и продюсера Рональда Шамма. У пары трое детей - 18-летний сын Анджело, 30-летний сын Лоренцо и 32-летняя дочь Лолита, также ставшая актрисой.

5 лучших фильмов

● «Вальсирующие» (1974)
● «Виолетта Нозьер» (1978)
● «История женщины» (1988)
● «Пианистка» (2001)
● «8 женщин» (2002)«Громче, чем бомбы»

«Громче, чем бомбы»
В кинотеатрах с 7 апреля

Читайте также