Мой любимый клоун: короли советского манежа

Это неправда, что эпоха уходит только после отставки влиятельного политика. С нами больше нет Олега Попова, и это значит, что у наших детей уже не будет шанса увидеть на арене «солнечного клоуна». Мы вспоминаем великих, без преувеличения, клоунов, которые стали символами советского цирка – а значит

Это неправда, что эпоха уходит только после отставки влиятельного политика. С нами больше нет Олега Попова, и это значит, что у наших детей уже не будет шанса увидеть на арене «солнечного клоуна». Мы вспоминаем великих, без преувеличения, клоунов, которые стали символами советского цирка – а значит, и символами детства нескольких поколений.

Карандаш (Михаил Румянцев)

Сначала он был точной копией Чарли Чаплина (говорят, «маленький бродяга» благословил его на это лично). Потом образ немного изменился – котелок превратился в остроконечную шляпу, а непременным спутником, вместо чаплиновской тросточки, стал скотч-терьер Клякса. Кляксу назвали Кляксой, потому что первый щенок, который появился у клоуна, выглядел на арене, как лужица растекшихся чернил. И, кстати, все собаки, с которыми Карандаш выступал на протяжении десятилетий, были потомками той, самой первой, Кляксы, которая появилась у него в 1936 году.
Михаил Румянцев был первой клоуном-«звездой», которого знали не только в СССР, но и на Западе: куда бы цирк не приехал на гастроли, Карандаш с Кляксой выступали главным номером.
В Румянцеве было всего 142 см роста, он и сам прекрасно знал, какое комическое впечатление производит, но считал это своим даром свыше. А еще именно Карандаш открыл талант Юрия Никулина, который начинал у него ассистентом.

Юрий Никулин

Он стал клоуном, потому что в актеры его не взяли: Юрий Владимирович провалил экзамены и во ВГИК, и в ГИТИС. Время показало, что все что ни делается, все к лучшему – хотя члены экзаменационных комиссий ошибались: в фильме «Деревья были большими» Никулин показал свой незаурядный талант именно драматического актера. Но по-настоящему он раскрылся именно в цирке: и в паре с Михаилом Шуйдиным (помните номер «Бревнышко»?), и выступая соло.
Он был на арене своего рода Бастером Китоном, клоуном, который никогда не улыбается, что бы с ним не происходило. Его интеллигентность и душевная теплота стали символом «старого» цирка на Цветном Бульваре, который сейчас называют «никулинским». «Кто смеется добрым смехом, заражает добротой и других» - это его слова.

Леонид Енгибаров

Клоун-философ, клоун-поэт, клоун-лирик – ради него в цирк ходили даже снобы-интеллигенты. Многие считали, что Енгибаров – клоун «не для всех»: вместо того, чтобы развлекать публику классическими гэгами вроде пинка под зад, он играл на скрипке, и жонглировал разноцветными шарами (нам лично кажется, что жонглер из советского мультфильма «Лошарик» «срисован» с Леонида Енгибарова). «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился, - вспоминал Никулин - Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».
В 1972 году Енгибаров пришел на представление в ереванский цирк – в качестве зрителя. Его узнали, и зал разразился оглушительными аплодисментами. Енгибаров встал со своего места и сделал вид, что он разрывает свою грудную клетку, достает оттуда сердце и разрезает его на множество маленьких кусочков – по одному на каждого зрителя. В тот же год он умер от разрыва сердца – ему было всего 37 лет.

Юрий Куклачев

Это сейчас мнения о Юрие Куклачеве разделились – но в СССР он был настоящей звездой, в окружении своих многочисленных пушистых, хвостатых питомцев. В отличие от многих своих коллег, ставших клоунами поневоле, Куклачев с детства знал, что именно в этом его призвание. Он семь раз(!) пытался поступить в цирковое училище, но ему отказывали, считая, что у Юрия Дмитриевича недостаточно таланта. Но он не сдавался: днем учился в ПТУ, по вечерам выступал в самодеятельном цирке.
В 1976 году он вышел на арену с кошкой, и это было сенсацией: считалось, что кошки не поддаются дрессировке в принципе. Но Куклачев добавлял в свои номера все новых и новых пушистых артистов, пока это, наконец, не стало его жизнью. «Кошек бесполезно бить и тыкать носом - они лишь уши прижмут или убегут. А затем обязательно сделают назло обидчику. Понимаете, кошки не умеют притворяться, они всегда честно выражают свои эмоции. Их можно лишь любить - и тогда оказывается, что они и умны, и привязчивы, и одухотворены»

«Солнечный клоун» (Олег Попов)

Если в «старый» цирк шли на Никулина, то в «новый», на Воробьевых Горах – специально на Олега Попова. Внешне он был классическим клоуном: с рыжей охапкой волос, красным носом, и в нелепых, не по размеру ботинках – но как не похожи на других, были его номера! Кстати, «солнечным клоуном» его назвали журналисты после гастролей в Англии, где почти все время был дождь, и явление нашего артиста казалось «лучиком солнца». Именно так назывался и его самый знаменитый, самый нежный и красивый номер, в котором солнечный луч становился лучшим другом Клоуна.
Его «ноу хау» была клетчатая кепка – помните, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» коллеги приветствуют Ирину Муравьеву в похожей модели: «Сам Олег Попов к нам пожаловал, здрасьте!» «Да, без кепки я никуда, - признавался клоун – но рвутся они часто, уже штук тридцать износил».

Асисяй (Вячеслав Полунин)

В восемь лет, посмотрев фильм «Малыш», он надел папины башмаки, нашел трость, и стал копировать чаплиновскую походку. Став взрослым, создал свой собственный театр «Лицедеи» и прославился на всю страну своими номерами «Ассисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Современный западный цирк (в том числе и прославленный «Цирк дю Солей») много взял от нашего Вячеслава Полунина: впрочем, он никогда не считал себя именно советским артистом, скорее уж – человеком мира. Вячеслав Полунин живет то в Лондоне, то в Париже, он постоянно носится с новыми идеями (то клоунский «Караван мира», то спектакль с Терри Гиллиамом) – и каждый год в преддверии зимних праздников мы ждем, когда он привезет к нам свое «Snow Show», полтора часа чистой радости и волшебства.

Читайте также