У тебя на лице написано

Как создавался психологический детектив «Вижу-знаю»
Сейчас уже мало кто помнит, что современный полиграф (детектор лжи) придумал итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо. Прибор назывался гидросфигмометр. С помощью него криминалист измерял артериальное давление и пульс у преступников и пытался оценить реакцию подозреваемых на неудобные вопросы.
Зачем? Дело в том, что Ломброзо сравнивал злодеев и находил в их внешности сходства. А затем предположил, что определить преступные наклонности можно по внешности. И даже заранее — до совершения преступления! По так называемым «стигматам» - совокупности психологических и физических особенностей - приплюснутый нос, низкий лоб, массивные челюсти. Выводы он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей», ставшей чем-то вроде учебника для многих тогдашних сыщиков.
ЮНГ И ФРЕЙД НА СЛУЖБЕ У ЗЛОДЕЕВ
Главная героиня Жанна Кузнецова в исполнении Анны Слю
В сериале «Вижу-знаю» (НТВ) главная героиня Жанна Кузнецова (Анна Слю) действует похожим образом. Она — профессиональный психолог. А еще физиогномист. Отсутствие эффектной внешности природа компенсировала ей редким даром — способностью распознавать характер, повадки и даже социальный статус людей по лицу.

Умения Кузнецова решает применить на практике — и не сидя с бабушками у подъезда в поисках соседок легкого поведения, а...в убойном отделе. Жанна поступает на службу в оперативно-розыскной отдел. Специализация: перепроверка «глухарей» и «жалобных» дел.

Девушка среди мужчин, да к тому же со сверхспособностями, сразу становится объектом подколок. Начальник уголовного отдела Леонид Катаев (Сергей Горобченко) с порога озвучивает свое отношение к ее гению: «Физиогномика – псевдонаука». Кстати, так считали и многие оппоненты Чезаре Ломброзо. Но, как и знаменитый итальянец, Кузнецова руки не опускает — и вскоре явственно проявляет свой дар, становясь незаменимым напарником полицейских.

Режиссер Эльдар Салаватов
(«Антикиллер Д.К», «ПираМММида», «Мамы»)
«Я считаю, что в этом проекте присутствует доля фантастики. Потому что физиогномика считается лженаукой. Конечно, надо понимать, что сыщик с такими навыками, как у главной героини, едва ли может существовать в реальности. Психолог Жанна Кузнецова, роль которой исполняет Анна Слю, скорее, экстрасенс. Поэтому ее поведение и можно объяснить».
В основу сценария, созданного Леонидом Кориным («Лед», «Битва за Севастополь»), легли реальные случаи из практики классиков мировой психологии — Карла Юнга, Зигмунда Фрейда и Жака Лакана. Только, конечно, адаптированные и вкрученные в современную реальность.

Проницательная Кузнецова будет распутывать самые безнадежные дела: ограбление ювелирного магазина, покушение на убийство известного адвоката, кража драгоценностей дома Медичи. Так или иначе следы, зацепки и ниточки обнаружить ей удастся. Конечно, не без помощи коллег: майора Катаева и капитана МихМиха (Николай Ковбас). Через некоторое время жизнь и служба оперативников осложнится появлением большого и искусного злодея – бизнесмена Данилова (Сергей Шнырев). Он — обратная сторона Кузнецовой. Антагонист и негатив ее души. Он так же, как и Жанна, прекрасно умеет «читать» человека по лицу, но использует это в корыстных целях.
«ИГРА ПРЕСТОЛОВ» И МИГАЮЩИЙ ГЛАЗ
У проекта два режиссера — Алексей Луканев и Эльдар Салаватов.

Режиссер Алексей Луканев
(«Меч. Сезон второй»)
«Проект получился интересным по стилистике, подобных на нашем телевидении мало. Через звук и монтаж мы старались показать необычный метод расследования, который используют герои».
Сценарий слегка корректировался по ходу работы, подчеркивают создатели проекта. Ведь съемка — это живой процесс. И каждый из актеров вносил предложения по характеру героя, его линии поведения, манерам или привычкам. Обсуждали. Что-то «прилипало» намертво, от чего-то впоследствии приходилось отказываться.

Режиссер Эльдар Салаватов
«На съемках мы часто импровизировали и придумывали сцены с актерами на площадке. Можно сказать, что работали этюдным методом. Вот два примера.

Сергей Горобченко для своего героя, офицера Катаева, придумал специальную фишку — нервный тик. Полицейский постоянно подмигивает, дергая глазом. Это отвечает его характеру, ведь он пережил много трагедий. Потом мы поняли, что это перебор, и решили избавиться от этой привычки. А часть материала была отснята. И тогда мы выкрутились. Когда героиня Анны Слю приходит в участок, видит его тик и решает вылечить, напугав — резко хлопает в ладоши, а потом говорит: «Через две недели все пройдет». Все начинают смеяться над ней, воспринимая это как дурь, но в итоге тик проходит. Он прибегает в отдел, начинает кричать на нее и вдруг понимает — глаз не мигает.

В другой ситуации мы спонтанно придумали киношутку. Героине Анне Слю надо было съесть яйцо, но актриса не захотела этого делать. И тогда мы решили переделать сцену под гэг — она достает яйцо изо рта и шутит: «Я — мать драконов» (Матерью драконов называют королеву Дейнерис Таргариен — героиню сериала «Игра престолов» - Авт.). Все понимают, кто такая «Мать драконов». Но герой Горобченко — нет, он достаточно консервативный товарищ. И поэтому отвечает на шутку так: «Матерь драконов? Это что, очередной ваш приемчик психологический?». Так мы понимаем, что он не совсем в курсе современных трендов».
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Сергей Горобченко
(«Бумер», «Братья Карамазовы», «Москва. Центральный округ») майор Леонид Катаев
«Некоторые сцены мы придумывали и старались собрать их не совсем по-сериальному, новаторски. Но канва сериала заставляла нас быть в рамках формата. В сериале всегда должен быть определенный сюжетный скелет, понятный зрителю. При этом мы старались добавить новые элементы при поиске характеров героев и развитии взаимоотношений персонажей.
Мы сделали для моего героя вводную историю, которая объясняет его поведение. Это личная трагедия его жизни. Именно после нее он решает пойти на службу, потому что разочаровался в жизни — личной и профессиональной. Жанна Кузнецова, которая приходит в отдел к моему Катаеву, помогает вернуться ему к своему личностному целостному состоянию. Женщина, обладающая неординарными способностями, заинтересовала его. И помогла ему прийти к пониманию истоков закомплексованности и нежелания работать. Потихоньку он возвращается к себе прежнему: обаятельному, остроумному и талантливому сыщику».

Анна Слю
(«Ночной дозор», «Дневной дозор», «Краткий курс счастливой жизни») — психолог Жанна Кузнецова
«У моей героини острый ум и ряд необычных способностей. Как и любой человек, она преуспевает в одном, и профан — в другом. С личной жизнью и человеческим общением у нее трудно. Можно сказать, пробел. А вот в вопросах интуиции и анализа — все прекрасно. В этом заключается определенная драма. Кроме того, она выросла в непростых условиях, в приемной семье — у нее нет родных родителей. Эта травма тоже не могла не отразиться на характере».
Что касается специфики физиогномики, то актрисе пришлось подготовиться к роли, чтобы выглядеть достоверно, оперируя терминами.
«Во время подготовки к роли я, конечно, изучала специальную литературу по физиогномике. В частности, работы авторов Наоми Тигл («Лицо - зеркало души. Физиогномика для всех») и Бориса Хигира («Физиогномика»). Их книги доступны для восприятия. Но при отсутствии практики сложно что-либо предпринять с помощью поверхностных знаний. «Прочитать» лицо человека я вряд ли сумею. Но чтобы разбираться в терминологии и быть убедительной, с литературой ознакомилась. А вот учение Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, из практики которых взяты некоторые сценарные ходы, проходила еще в театральном институте».
ТРАГЕДИИ И ПЕРЕРОЖДЕНИЕ
Героиня Анны Слю концептуально напоминает современного британского Шерлока — того самого, которого создал Бенедикт Камбербэтч. Внешность ее героини если не отталкивающая, то не слишком привлекательная. Кузнецова как будто специально обезличена. Это помогает ей не отвлекаться от службы и использовать для расследования нетривиальные приемы. Она может прийти к подозреваемому на тренировку в спортзал, подкрасться со спины и внезапно поцеловать. А потом задать вопрос: «Ты ее убил?». Но кроме службы за этим ничего не стоит. Ведь на личном фронте у рыжеволосой сыщицы — безнадежно...

Анна Слю
«Когда мы смотрели отснятый материал, то шутили, что слегка переборщили с цветом волос моей героини. То есть, как нам всем казалось, надо было подчеркнуть контраст внешней несимпатичности и внутреннего обаяния. Думаю, нам это удалось. Ее хладнокровие и быстрота реакции в определенной степени вынуждают обращать на нее внимание. У нас была масса референсов, во время работы мы вспоминали сериалы «Обмани меня», скандинавские «Мост» и «Убийство». Я помнила темп их неспешного повествования и минималистичную манеру существования актеров в кадре».
Трагедия Кузнецовой в том, что редкий дар приносит ей и страдания. На протяжении всех 24 серий Жанну мучают головные боли. Кроме того, она не может вспомнить, что случилось с ее родителями. Фанатичная преданность службе и въедливая дотошность не оставляют шансов главной героине на личное счастье. И чем больше она погружается в работу, тем сильнее преображается рядом с ней «сухарь» Катаев.
Сергей Горобченко:
«Можно сказать, что Катаев проживает перерождение с ее приходом. Сперва он был замкнутым и нелюдимым, спокойно дослуживающим до пенсии по законам полицейского мира, человеком. Катаев был разочарован в жизни. Он становится сыт профессией, проблемами и трагедиями, которые пережил. Он был исчерпан изнутри. И не верил, что его может удивить хоть что-то в этой жизни. Встретить новое и интересное в лице Жанны Кузнецовой было для него удивительным. И это очень помогло ему вернуться к нормальному и успешному состоянию».
Анна Слю:
«Для меня эта работа была сложной. В первую очередь, потому что в таком жанре я до этого не работала. Тут достаточно трудно выдержать перспективу. Одно дело, когда есть нагрузка на характер с точки зрения отношений, как в мелодраме — «он меня бросил, я люблю другого, а еще у меня дети». Другое дело, когда перспектива выстраивается в зависимости от событийного ряда. Постоянно в голове приходилось держать развитие персонажа. То, к чему он двигается. Как изменится. Могу сказать, что построить саспенс и детективный жанр, удержать внимание зрителя, не опираясь на отношения людей — тончайший труд. Надеюсь, зритель это оценит».
«Вижу-знаю», НТВ, понедельник-четверг, 19.40
А КАК НА ЗАПАДЕ?
Сильная женщина — следователь, которая без остатка посвятила себя службе и расплачивается за это личным счастьем, достаточно типовой характер для сериалов. Мы решили вспомнить, где еще в современных сериалах можно встретить подобную героиню.
«МОСТ» (ДАНИЯ-ШВЕЦИЯ)
Сага Норен из прославленного скандинавского сериала «Мост» (вскоре его адаптирует и НТВ), упомянутого Анной Слю, расследует загадочное убийство. Тело женщины находят в самой середине Эресуннского моста, связывающего Швецию с Данией. Голова трупа обращена к Швеции, ноги — к Дании. Сага Норен начинает вести дело вместе с датским коллегой, мужчиной. Учитывая то, что у женщины синдром Аспергера и есть трудности с социализацией (не понимает юмор и механизмы флирта), для нее это становится настоящим испытанием.
«УБИЙСТВО» (ДАНИЯ-ШВЕЦИЯ-НОРВЕГИЯ)
Сара Линден из еще одного скандинавского триллера «Убийство» - типичный мужик в юбке. Она не думает о своей внешности, не спит, не ест и забывает о близких, увлекаясь расследованием. По всем фронтам ее ждут ямы и капканы, но она проходит их достойно.
«КОСТИ» (США)
Доктор Темперанс Бреннан — блестящий профессионал, она — антрополог, который изучает кости давно пропавших людей. На нее надеются многие полицейские и агенты ФБР, потому что именно по останкам порой удается хоть что-то понять про преступление. На момент старта сериала она одинока и носит прозвище «Кости».
«ВЕРШИНА ОЗЕРА» (АВСТРАЛИЯ-НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ-США-ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Двенадцатилетняя Туи Митчем на пятом месяце беременности заходит в ледяные озерные воды и исчезает. Дело поручают детективу Робин Гриффин, вернувшейся в родной город. Женщина пережила изнасилование, насмешки, вроде бы разобралась со внутренней гармонией и начала жить нормально. Но обстоятельства загадочного дела заставляют ее вновь и вновь окунаться в неприятные озера прошлого и бороться со старыми страхами.
«КРАХ» (США)
Население североирландского Белфаста терроризирует серийный убийца, и городская полиция никак не может вычислить маньяка. За дело берется детектив Гибсон. Она не устает декларировать принадлежность к своему полу, выжигает любой намек на женоненавистничество и не собирается отказывать себе в чем-либо лишь потому, что этого от нее ждет общество.
Текст подготовил: Константин ГЛЫБА
Фото: НТВ, кадры из фильмов
© ЗАО ИД «Комсомольская правда», 2016.