"Оскар" наш! История триумфа отечественного кино

Телевизионная трансляция церемонии вручения призов Американской киноакадемии каждый год устанавливает рекорды по количеству зрителей. «Оскар» считается самой престижной кинонаградой в мире — каждый кинематографист мечтает получить заветную статуэтку

Телевизионная трансляция церемонии вручения призов Американской киноакадемии каждый год устанавливает рекорды по количеству зрителей. «Оскар» считается самой престижной кинонаградой в мире — каждый кинематографист мечтает получить заветную статуэтку. Отношения России со странами Запада всегда были непростыми, но язык искусства помогает  преодолеть любые барьеры. Кино сближает страны, народы и политические системы. Самое ценное в этой ситуации то, что кинематографисты во время диалога со зрителем и друг с другом не превращаются в космополитов, а остаются представителями той или иной культурной традиции. В преддверии 88-й церемонии вручения премии «Оскар», «Телепрограмма» предлагает вспомнить все отечественные ленты, которые были отмечены призами американских киноакадемиков.

«Разгром немецких войск под Москвой»

Документальная лента режиссёров Ильи Копалина и Леонида Варламова была награждена «Оскаром» в категории «Лучший документальный фильм» в 1943 году. Картина была снята по приказу Сталина. В создании фильма принимали участие 15 военных операторов, которым удалось запечатлеть уникальные кадры подготовки обороны Москвы, слаженных действий советских ПВО, а также боёв на подступах к столице. На плёнке запечатлены Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев и другие советские полководцы. Интересен тот факт, что для показа фильма в США его перемонтировали, переозвучили и заменили название на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).

«Война и мир»

Художественный фильм-эпопея Сергея Бондарчука получил «Оскар» в 1969 году. Известно, что лента также номинировалась на премию в категории «Лучшая работа художника-постановщика». Бондарчук снимал фильм почти шесть лет. Во время работы над картиной был сформирован кавалерийский кинематографический полк. Съёмочная группа сотрудничала с Министерством обороны, которое предоставляло режиссёру лошадей и воинские подразделения для участия в массовках, а также с Министерством лёгкой промышленности, которое отвечало за пошив костюмов для актёров.

«Дерсу Узала»

Картина советско-японского производства о приключениях русского учёного и писателя В. Арсеньева и его друга, таёжного охотника по имени Дерсу Узала, была удостоена «Оскара» в 1976 году. Фильм снял на «Мосфильме» японский режиссёр Акира Куросава. «Дерсу Узала» - это единственная работа на иностранном языке в фильмографии автора. Изначально планировалось, что главную роль в фильме исполнит японский актёр Тосиро Мифунэ. В конечном итоге Дерсу Узала сыграл артист Максим Мунзук.

«Москва слезам не верит»

Одна из самых кассовых советских лент за всю историю, мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», получила признание Американской киноакадемии в 1981 году. В год выхода картины на экраны её посмотрели более 90 млн советских граждан. Постановщик Меньшов не смог лично присутствовать в Лос-Анджелесе на церемонии вручения наград, так как был на тот момент невыездным. Статуэтку за него получил советский атташе по вопросам культуры. «Оскар» попал к Владимиру Меньшову лишь в конце 80-х.

«Утомлённые солнцем»

Картина Никиты Михалкова стала первым и пока единственным художественным фильмом, который получил «Оскара» после развала СССР. Киноакадемики наградили ленту в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1995 году. В американском прокате фильм смог заработать 2,3 млн долларов — это очень неплохой результат для того времени. Картина была снята при участии французских коллег Никиты Михалкова — членами продюсерской команды проекта значатся Николь Канн, Жан-Луи Пьел и Мишель Сейду. Телевизионная премьера фильма «Утомлённые солнцем» была приурочена к 50-летию Никиты Сергеевича Михалкова.

«Старик и море»

В 2000 году, на рубеже тысячелетий, «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» был присуждён работе Александра Петрова «Старик и море». Во время создания мультфильма, Петровым была использована очень необычная техника — мультипликатор рисовал на стекле масляными красками при помощи кистей и пальцев. Образ старика Сантьяго автор создал с собственного тестя. Оскароносная картина Александра Петрова стала первой в истории анимационной лентой для кинотеатров формата IMAX.

Читайте также