КИНО

За что мы так любим киносказки Александра Роу?

За что мы так любим киносказки Александра Роу? Кадры из фильма

Во времена, когда телевизоры только начали появляться в домах советских граждан, трансляция фильма-сказки режиссёра Александра Роу была настоящим праздником. Причём не только для детей, но и для взрослых. Картины с завидной частотой крутят и сейчас на многих телеканалах. «Телепрограмма» предлагает подборку из пяти фильмов режиссёра из серии «обязательно к просмотру». Также попытаемся разобраться, в чём же секрет такой долгоиграющей популярности сказочных лент Роу? Спецэффекты, грим и комбинированные съёмки в этих картинах в эпоху современных технологий смотрятся наивно, примитивно и даже смешно. Тем не менее работы Александра Артуровича обладают каким-то необъяснимым очарованием.

«Кащей Бессмертный» (1944)

кащей
Кадр из фильма

Лента была снята в предпоследний год Великой Отечественной войны. В основу сюжета фильма легла русская народная сказка о Никите Кожемяке и Кащее Бессмертном. Интересен факт, что во время съёмок понадобилось сжечь пшеничное поле — Кащей, как и враг советского народа, с которым в то время шла война, пытался оставит людей без хлеба. Разумеется, в 1944 году это было делом немыслимым. Роу лично писал в Совнарком, чтобы получить на специальное разрешение на уничтожение делянки, засеяной пшеницей. Стоит отметить, что постановщик вывез съёмочную группу на Алтай — это была первая попытка советского режиссёра отказаться от условностей сказки и снять картину, используя природный пейзаж.

«Марья-искусница» (1960)

марья искусница
Кадр из фильма

В основу этой киносказки лёг сюжет пьесы Евгения Шварца. Некоторые эксперты считают «Марью-искусницу» лучшим фильмом режиссёра. Роу несколько лет вынашивал идею снять картину о русском солдате. Проблемой для реализации задуманного был сам материал — русские солдатские сказки отличались особым юмором, который не очень подходил для детской аудитории. В пьесе Шварца «Сказка о храбром солдате» постановщик нашёл всё, что искал так давно искал. Комбинированные съёмки подводного царства Водокрута были выполнены на высочайшем для того времени уровне.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)

Вечера на Хуторе
Кадр из фильма

Этот фильм был второй экранизацией Гоголя режиссёром. Ранее Роу уже обращался к прозе Николая Васильевича — в 1952 году на экраны вышел фильм Александра Артуровича «Майская ночь или утопленница», снятый по произведению Гоголя. Съёмки фильма проходили в весеннем Мурманске — там ещё лежали сугробы. Снег был чёрного цвета из-за того, что неподалёку от места дислокации киноэкспедиции находился город Апатиты с его химическим производством. Коллеги Роу вспоминают, что режиссёру всё-таки удалось отыскать места удивительной красоты — в фильме настоящая зима с ослепительным снегом и метелью. Постановщик и его коллеги в очередной раз продемонстрировали настоящие чудеса монтажа — компьютерной графики в те времена не было и в помине, но галушки сами прыгали в рот, а кузнец Вакула летал на чёрте по небу.

«Морозко» (1964)

Морозко
Кадр из фильма

Одна из самых известных картин Роу «Морозко» была снята по мотивам нескольких русских народных сказок. Съёмки фильма проходили на Кольском полуострове и в подмосковном Звенигороде. Когда работа была уже почти закончена, группа отправилась доснимать второстепенные кадры. Плёнку с готовым материалом упаковали и сложили в подвал одного из деревенских домов в населённом пункте, неподалёку от которого трудились режиссёр и его коллеги. Внезапно подвал начало заливать водой. Фильм спас актёр Георгий Милляр, исполнивший в картине «Морозко» роль Бабы Яги. Он по каким-то причинам остался в деревне — артист практически нырял в воду и в одиночку поднимал катушки с плёнкой из затопленного подвала наверх. На улице в тот момент было -20 градусов.

«Варвара-краса, длинная коса» (1969)

варвара краса
Кадр из фильма

Роу снял этот фильм по мотивам баллады Василия Андреевича Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Георгий Милляр, актёр, который принимал участие в большинстве киносказок Роу и спасший плёнку с материалами «Морозко», исполнил в картине роль подводного царя Чудо-Юдо. Натурные съёмки ленты проходили в подмосковном Гигирево и в Крыму. Исполнитель роли царя Еремея, актёр Михаил Пуговкин, прямо на площадке учил молодых артистов верховой езде. Сам Михаил Иванович приобрёл навыки верховой езды на съёмках фильма «Кубанские казаки» Пырьева. Любопытен также тот факт, что Милляр второй раз в картине Роу поёт песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик» — до этого герой Георгия Францевича, Наиглавнейший Церемониймейстер, исполнял её в фильме «Королевство кривых зеркал».

На фильмах Александра Роу выросло не одно поколение. Режиссёр вернул сказке её утраченный статус. И даже повальное увлечение реализмом в те времена не смогло вытеснить уважение к своим предкам, волшебство и аллегорию из по-прежнему мифологического сознания советских зрителей.