Подробности со съемок фильма-катастрофы «Землетрясение»

На съемках фильма-катастрофы «Землетрясение» Константин Лавроненко помогает людям после сокрушительного удара стихии

На съемках фильма-катастрофы «Землетрясение» Константин Лавроненко помогает людям после сокрушительного удара стихии.

Шаг на территорию заброшенного завода на окраине Москвы - и оказываешься в мире ядерного постапокалипсиса. Разделенные надвое здания без стен смотрят комнатами наружу, все вокруг заволокло густым белым дымом. Гробы, обитые красным сатином, стоят друг на друге. Вспученные клочья земли мешают проходу, вермишелины арматур цепляют штаны. Бетонные плиты беспорядочно свалены…

Художники картины скрупулезно воссоздали атмосферу декабря 1988 года, когда в Советском Союзе произошло мощнейшее землетрясение, охватившее половину территории Армении. Почти полностью были разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. По официальным данным, погибли 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой.

Два главных героя картины - архитектор Константин Бережной (Константин Лавроненко) и Роберт Мелконян (Виктор Степанян) встречаются в Ленинакане в день трагических событий. Судьба сталкивает их не впервые - много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта. Константин провел несколько лет в тюрьме, в то время как маленького Роберта приютили родственники. По стечению обстоятельств Бережной возвращается к семье именно в день землетрясения: его ждет жена Анна (Мария Миронова) с детьми. Ждет его и Роберт, который так и не простил ему гибели своих родителей. Герои оказываются в одном спасательном отряде, но узнают друг друга не сразу.

Волонтеры, мародеры, «Мимино»

- Когда произошло землетрясение, мне было четыре года, я жил в Ереване, - признается Сарик Андреасян («Мамы», «Дублер», «Корпоратив»). - Я помню, как зашатались стены. Мы видели по телевизору гробы, трупы. А Рубен Дишдишян (продюсер проекта и глава компании «Марс Медиа». - Авт.) сразу после землетрясения поехал в Ленинакан, разбирал завалы, надеясь найти выживших.

На съемочную площадку выходит Артем Быстров («Дурак») - он играет ростовского крановщика, который приехал помогать ликвидировать следы катастрофы. И увидел на месте ЧП не только толпы сопричастных людей, но еще и мародеров.

- Прототип у героя Быстрова действительно есть, - объясняет Сарик Андреасян. - Только тот парень был из Курска, а не из Ростова. Люди ехали со всей страны. По дороге ему бесплатно заливали солярку, чтобы он добрался на своем кране до места трагедии. Наверное, это было одно из последних массовых объединений в стране. Человек был готов на все ради другого человека. Возможно ли что-то подобное сегодня?

Тем временем на площадке никто не собирается вгонять себя в депрессию. Основной кастинг проводили в Армении - актеры, оправдывая присущее им с рождения остроумие, травят байки и вспоминают цитаты из «Мимино», пока гримеры посыпают им головы известкой. Обмен мнениями перерастает в обсуждение с финальной фразой, подчеркивающей уровень и самоиронии, и особой идентичности актеров.

- Что вы мне тут объясняете? - кричит колоритный усатый мужчина, понимая, что его слышат почти все. - Собрались три великих армянина, тоже мне!

Мебель из пятиэтажек и кадры Минобороны

- Мы отсмотрели тысячи кадров хроники, частные фотосъемки, даже архивы Минобороны поднимали, - рассказывает Сарик Андреасян. - Фиксировали, в чем ходили люди, какие у них были прически, на каких машинах ездили. Обманывать зрителя не будем.

- В такой работе всегда есть опасность сфальшивить, - поддерживает режиссера Лавроненко. - Люди, пережившие трагедию, должны доверять нам. Наш посыл - соучастие, сострадание. Особенно важно сказать об этом в наше время. Когда мы слышим в новостях сухое «погибли 100 человек», мы уже не можем принимать это близко к сердцу. Но когда видим в кадре плачущую мать, это берет за душу. В нашей картине трагедии конкретных людей, неподдающиеся мгновенному осмыслению.

- Когда мы разговаривали с теми, кто был под завалами, то все говорили: мы не понимали, что произошло, - рассказывает режиссер. - Кто-то думал, что началась война, кто-то посчитал, что сбросили бомбу. Люди в состоянии шока начинают придумывать любые объяснения. Самое страшное - неконтролируемость ситуации. Это была стихия, которой никто не смог противостоять.

- Долго подбирали локацию, - говорит художник-постановщик картины Давид Дадунашвили. - Здесь были только опоры и завалы, которые мы долго расчищали. Мебель того времени привезли из выселенных пятиэтажек. Большая часть одежды привезена из Еревана - люди приносили, мы искали на рынках аутентичные кожаные куртки, штаны.

Будут в фильме и стыковые сцены: когда часть дома до землетрясения снимают в Армении, а после разрушения - на рабочем «полигоне». Так снимут больницу и дом одного из героев.

- Сперва город после землетрясения хотели снимать в Армении, - продолжает художник-постановщик, - но потом решили, что это будет слишком тяжело эмоционально. Еще не затянулись раны...

Совсем скоро съемочная группа вернется из экспедиции в Гюмри (бывший Ленинакан). А на большой экран картина производства компании «Марс Медиа» выйдет к годовщине трагедии - 7 декабря 2016 года.

Любопытно, что параллельно с «Землетрясением» режиссер Александр Котт («Брестская крепость») работает над еще одной картиной про то же самое событие. Сюжет фильма «Спитак» начинает развиваться за четыре часа до землетрясения. Главный герой - армянин Гор. Он несколько лет живет в Москве, где у него есть все - бизнес, гражданская жена, друзья. Общение с оставшейся в Армении семьей он ограничивает регулярными денежными переводами и телефонными разговорами. Землетрясение рушит не только дом Гора, но и всю его налаженную жизнь.

Фото: кинокомпания «Марс Медиа».

Читайте также