Дорогой мой человек: Главные роли Алексея Баталова

Мы не пишем «лучшие роли», потому что худших у него просто не было. Алексей Владимирович Баталов был из тех актеров, кто просто не умел играть плохо, не умел халтурить – причем не только на экране, но и в жизни. Порядочность, интеллигентность, доброта – этими исключительными свойствами характера Баталов наделял и своих героев.

1

Борис («Летят журавли»)

Вероника (Татьяна Самойлова) предала своего Бориса: когда тот ушел на фронт и пропал без вести, она вышла замуж за его брата, псевдоинтеллигентную «тыловую крысу». Конечно, все было не так просто (а просто в жизни вообще не бывает). Но на фоне Бориса, каким его сыграл Алексей Баталов, любой мужчина будет проигрывать: он безнадежный романтик и, одновременно, опора семьи, нежный, преданный – и, одновременно сильный и стойкий.

«…Мы еще будем счастливы. Люблю и верю в тебя. Твой Борис».

2

Гуров («Дама с собачкой»)

Если циники – это, действительно, разочарованные романтики, то Антон Павлович Чехов, конечно, главный из них. Гуров из «Дамы с собачкой» - это почти автопортрет писателя, и в фильме Иосифа Хейфица альтер эго Чехова сыграл Алексей Баталов. Цинизма у Гурова стало гораздо меньше, чем в книге, а вот романтики – существенно больше: Баталов просто не мог играть любовь к женщине иначе.
3

Гусев («Девять дней одного года»)

Физик-ядерщик Гусев получает смертельную дозу радиации, но продолжает работу – потому что она важнее отдельно взятой жизни. Один из самых ярких фильмов хрущевской «оттепели», рассказывает об интеллигентах-романтиках, готовых пожертвовать собой ради великого дела – несколькими десятилетиями раньше именно так рассказывали о первых революционерах. В наше циничное время довольно сложно поверить в существование таких, как Гусев – но Алексей Баталов играет так, что не поверить невозможно.
4

Сергей Трубецкой («Звезда пленительного счастья»)

В череде прекрасных, благородных лиц (Пороховщиков сыграл Павла Пестеля, Олег Стриженов – Сергея Волконского), невозможно пропустить и Алексея Баталова. В реальной истории князь Трубецкой – фигура совсем неоднозначная: в день восстания он не явился на Сенатскую площадь. Но «Звезда пленительного счастья», как и «Девять дней одного года» - не документальный репортаж, а лирическая поэма, идеализирующая человека, побуждающего его к высоким идеалам и красивым поступкам.
5

Гоша («Москва слезам не верит»)

Сколько советских женщин подсознательно искали глазами кого-то, похожего на Гошу, в подмосковных электричках?! Прекрасные советские принцы водятся именно там. Да, у Гоши нет «приданого», зарабатывает он совсем немного, но в нем есть именно те, настоящие качества, которые так трудно найти в современном мужчине. Гоша искренний, заботливый, нежный – и, главное, верный. Сам Алексей Владимирович свою роль не любил, но это тот самый случай, когда говорят: зрителям (точнее, зрительницам) виднее.

Читайте также