Пять лучших экранизаций произведений современной русской литературы

С конца 90-х в России было издано большое количество романов русских писателей, многие из которых стали настоящими бестселлерами. Очередной подъём русской литературы вдохновил многих режиссёров на экранизацию самых успешных отечественных произведений.

Teleprogramma.pro вспомнила самые рейтинговые российские фильмы, в основу которых легли книги, написанные нашими авторами не так давно.
1

«Ночной дозор»

Эта картина Тимура Бекмамбетова стала первым фильмом, снятым по одноимённому роману Сергея Лукьяненко, который был издан в 1998 году. Всего на производство этой ленты было потрачено 4, 2 млн долларов. Фильм имел колоссальный успех у зрителей – всего в прокате «Ночной дозор» смог заработать около 34 млн долларов. Картина пришлась по нраву не только российским зрителям. В 2004 году состоялся показ первого «Дозора» во многих странах мира. Спустя шесть лет после премьеры одно авторитетное британское издание составило список «100 лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа». Экранизация популярного романа Лукьяненко, который, кстати, исполнил в картине эпизодическую роль волшебника, заняла сотую строчку этого рейтинга. Бекмамбетов и его соратники проделали во время съёмок колоссальную работу. Всего было отснято более 120 часов материала, из которого монтажёры создали 30 разных вариантов фильма.
2

«Географ глобус пропил»

Прославившийся своими произведениями о жизни на Урале писатель Алексей Иванов закончил работу над романом «Географ глобус пропил» в 1995 году. В авторской редакции он был издан лишь десять лет спустя. В 2013 году Александр Велединский снял одноимённый фильм по этому произведению Иванова. Главную роль биолога, который чтобы хоть как-то свести концы с концами идёт работать школьным учителем географии, исполнил Константин Хабенский. Картину снимали в Перми, в Пермской области и в Москве. Велединскому для съёмок сцен водного похода, в который Виктор Служкин отправляется вместе со своими подопечными, потребовался почти полугодовой переыв. Дело в том, что река в Персмкой области, которая была выбрана в качестве натуры для работы над эпизодами похода, оказалось очень мелкой, поэтому кинематографистам пришлось ждать весеннего половодья. После выхода на экран фильм получил очень высокие оценки зрителей и специалистов.
3

«Сволочи»

В основу скандальной ленты Александра Атанесяна «Сволочи» легла повесть Владимира Кунина. Вокруг фильма после его премьеры развернулась резонансная дискуссия. Писатель и создатели картины утверждали, что их работы основаны на реальных событиях. Спецслужбы России начали собственное изучение якобы исторических фактов, которые стали сюжетной базой сценария «Сволочей». Отметим, что повесть и картина посвящены судьбе трудных подростков-сирот, из которых во время войны сделали диверсантов-смертников. Во время церемонии вручения кинонаград телеканала MTV режиссёр Владимир Меньшов, узнав, какой фильм стал победителем, бросил конверт с названием картины на сцену и категорически отказался принимать дальнейшее участие в мероприятии. Меньшов заявил, что подобные фильмы позорят нашу страну. Кстати, представители ФСБ России позже обнародовали результаты своего расследования, согласно которым во время Великой Отечественной войны в СССР никаких детских диверсионных школ не существовало.
4

«Турецкий гамбит»

Одна из самых удачных экранизаций произведений Бориса Акунина вышла в 2005 году. Главного героя, титулярного советника Эраста Фандорина, который стал участником событий русско-турецкой войны, сыграл актёр Егор Бероев. Кстати, артист самостоятельно исполнил почти все сложнейшие трюки. Бероев согласился на участие дублёра лишь в съёмках сцены прыжка с пятого на четвёртый этаж. Отважный артист был даже ранен в результате ошибки пиротехников. Тогда, к счастью всё обошлось, хотя Егор вполне мог лишиться зрения. В создании музыки к фильму принял участие знаменитый композитор Горан Брегович, который является автором саундреков почти ко всем фильмам Эмира Кустурицы. Лидер группы «Ногу свело!» Максим Покровский специально для «Турецкого гамбита» написал песню, которая в 2005 году стала настоящим хитом. Она ежедневно звучала в эфире большинства российских музыкальных радиостанций на протяжении нескольких месяцев.
5

«Духless»

Роман Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», посвящённый жизни российского топ-менеджера, был издан в 2006 году. По мнению многих продюсеров, текст Минаева о крушении системы ценностей успешного жителя современной России – это идеальный сценарий для современного отечественного кино. За экранизацию книги хотели взяться многие, однако в конечном итоге фильм снял режиссёр Роман Прыгунов. Бюджет «Духless» составил 2,8 млн долларов. Только в российском прокате лента смогла заработать 13, 2 млн долларов. Исполнитель главной роли актёр Данила Козловский во время перерыва между съёмками играл в театре и сломал себе руку. Над проектом нависла угроза срыва, так как впереди была самая сложная работа. Актёр не подвёл никого из своих коллег – он вовремя прибыл на площадку и сыграл с гипсом на руке. Он сделал это настолько профессионально, что в кадре нет даже намёка на то, что у Козловского серьёзная травма.
А какие экранизации современной российской прозы вы считаете самыми удачными?

Читайте также