КИНО

Непохожий на тебя, непохожий на меня: самые знаменитые темнокожие герои советского кино

Непохожий на тебя, непохожий на меня: самые знаменитые темнокожие герои советского кино Кадры из фильмов
В нашей стране живёт множество людей различных рас и национальностей. Есть среди них и выходцы с африканского континента. Однако отечественным кинематографистам, которым иногда были нужны для съёмок темнокожие актёры, приходилось непросто, по причине малого количества подходящих кандидатур. На помощь в таких случаях приходила режиссёрская смекалка и талант художников по гриму.

Teleprogramma.pro вспомнила некоторых советских артистов, которые сыграли в кино потомков коренных жителей Африки.

1

Дмитрий Шумилов (Витя «Асса»)

Дмитрий Шумилов
Кадр из фильма

В культовой картине Сергея Соловьёва снимались не только профессиональные актёры. Так, например, главная роль досталась известному художнику Сергею Бугаеву. Также в картине появляются и рок-музыканты. Один из них, бас-гитарист группы «Вежливый отказ» Дмитрий Шумилов, предстаёт перед зрителями в образе темнокожего советского гражданина по имени Витя (тоже, кстати, музыканта), друга Бананана, играющего вместе с ним в ресторанах и пишущего стихи. Вообще перед Соловьёвым задача сделать из Шумилова настоящего африканца не стояла. В результате гримёры в начале каждого съёмочного дня просто покрывали его лицо несколькими слоями самого тёмного тонального крема. Нужно было лишь обозначить образ «своего в доску чужеземца». На данный момент Дмитрий в кино не снимается, а занимается тем, что у него получается лучше всего — он сочиняет музыку для телевизионной рекламы.

2

Лариса Долина (Клементина Фернандес «Мы из джаза»)

Лариса Долина
Кадр из фильма

Режиссёр картины «Мы из джаза» Карен Шахназаров не раздумывал не минуты, когда выбирал актрису, которая должна была сыграть темнокожую джазовую певицу. Великолепная Лариса Долина тогда только начинала свою карьеру в оркестре «Современник» под руководством Анатоля Кролла, который написал музыку для этого фильма. Долина снималась в фильме, находясь на пятом месяце беременности. Врачи настояли на том, чтобы она легла в больницу на сохранение. Карен Шахназаров лично заезжал за ней на своём автомобиле, отвозил на площадку, а вечером привозил обратно. Кстати, у героини Долиной существовал реальный прототип. Образ Клементины был списан с американской певицы Коретты Альфред, которая приезжала в СССР с гастролями. Она познакомилась с советским пианистом Борисом Тицем и спустя какое-то время вышла за него замуж и осталась жить в Союзе. Коретта пела в опере, много выступала с эстрадно-джазовыми оркестрами, а также снималась в кино.

3

Владимир Высоцкий (Ибрагим Ганнибал «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»)

Высоцкий
Кадр из фильма

Премьера картины Александра Митты о жизни темнокожего прадеда Александра Сергеевича Пушкина состоялась в декабре 1976 года. Главную роль в этом фильме исполнил Владимир Семёнович Высоцкий. Биография одного из самых интересных персонажей российской истории XVIII века, эфиопского принца, который в юном возрасте был подарен Петру I, полна загадок. В основу фильма легла повесть великого потомка Ибрагима Ганнибала «Арап Петра Великого». Митта рассказывал, что сценарий картины был написан специально под Высоцкого, однако на главную роль претендовали несколько известных советских актёров и даже один настоящий темнокожий артист — американец Гарри Белафонте. Владимир Семёнович работал на площадке с большой самоотдачей. Ему очень нравилась вся эта история. Он даже написал специально для ленты несколько песен, которые, к сожалению, так и не были в конечном итоге включены в её финальную версию. Фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» изначально должен был быть двухсерийным, однако советская цензура вынудила постановщика сократить его продолжительность. Митте пришлось вырезать из картины несколько важных сцен. В результате своей работой Высоцкий остался недоволен. Во время съёмок он также сетовал на грим — его лицо каждый день покрывали ваксой, которая смывалась с большим трудом.

4

Сергей Бондарчук (Отелло «Отелло»)

Сергей Бондарчук
Кадр из фильма

Советскую экранизацию знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр» снял режиссёр Сергей Юткевич. Фильм вышел в 1955 году. В 1956 году Юткевич был удостоен приза Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший режиссёр». Эта лента также была номинирована на получение «Золотой пальмовой ветви», которая по решению жюри тогда досталась документальной картине «Одиссея Жака Кусто: Мир тишины». Знаменитого чернокожего ревнивого полководца сыграл Сергей Фёдорович Бондарчук. Главная женская роль досталась тогда ещё будущей супруге великого режиссёра и актёра — Ирине Скобцевой. Кстати, свадьбу они сыграли как раз сразу после съёмок «Отелло».