Высокие отношения: интеллигенция в отечественном кино

Известный своей нелюбовью к «либеральной интеллигенции», Станислав Сергеевич Говорухин снял фильм о ее ярчайшем представителе: писателе и журналисте Сергее Довлатове. «Конец прекрасной эпохи» - это как раз про то, как трудно было жить человеку, считавшему себя свободным, в несвободной стране

Известный своей нелюбовью к «либеральной интеллигенции», Станислав Сергеевич Говорухин снял фильм о ее ярчайшем представителе: писателе и журналисте Сергее Довлатове. «Конец прекрасной эпохи» - это как раз про то, как трудно было жить человеку, считавшему себя свободным, в несвободной стране. Но существуют и варианты.

                                   

                                                                        «Почему неудобно сказать «я интеллигент»? 

                                                                       Потому что это все равно что сказать «я хороший человек»

                                                          М.Гаспаров «Записки и выписки»

«Коллеги»(1962)

Экранизация повести Василия Аксенова, который лучше остальных знал эту тему, и умел про нее рассказывать. Василий Ливанов, Василий Лановой и Олег Анофриев играют лучших друзей, выпускников 1-го Ленинградского меда, которые с честью проходят все испытания жизнью. Фильм положили на «полку» после того, как Аксенов примкнул к диссидентскому движению и эмигрировал в США.

«Объяснение в любви» (1977)

Нежнейшая драма Ильи Авербаха, с Юрием Богатыревым в роли поэта Филлипка, и Евой Шикульской в роли его неверной жены Зиночки. Сам режиссер говорит, что по его мнению, интеллигентом может называться только человек, «сохранивший себя» - как его главный герой.

«Осенний марафон»(1979)

История бесхарактерного Бузыкина, который, как поется в известной песне, «добрый, но добра не сделал никому». Роль писалась фактически «под» Александра Калягина, но позже стали рассматриваться кандидатуры всех советских звезд: от Николая Губенко до Станислава Любшина. Сыграл, как известно, Олег Басилашвили и, возможно, это лучшая его роль на большом экране.

«Старый Новый год»(1980)

В канун Старого Нового года пролетариат и интеллигенция, наконец находят общий язык. Главы семейств Себейкиных и Полуорловых выясняют, в чем смысл жизни – и посиделки в новой квартире плавно перетекают в пьянку в бане. Герой Александра Калягина (играет интеллигента, естественно), в ключевом эпизоде выбрасывает из квартиры фортепиано как символ мещанства.

«Полеты во сне и наяву»(1982)

Земную жизнь пройдя до половины, Сергей Макаров (Олег Янковский) очутился в сумрачном лесу. Он изменяет жене, потерял интерес к работе, и с друзьями ему тоже уже давно не интересно…. Очень точный портрет советского (российского) интеллигента в кризисе середины жизни – современным сорокалетним стоит его пересмотреть и сейчас.

«Бумажный солдат»(2008)

Алексей Герман-младший наследует не только имя, но и талант своего отца – и он, конечно, же, потомственный интеллигент, что видно по любой его картине. В «Бумажном солдате» представителя советской интеллигенции, полного благородства, отчаяния, но, одновременно, и внутреннего раздрая, играет Мераб Нинидзе.

«Два дня» (2001)

Неочевидный роман власти и интеллигенции показан в этой картине в самом буквальном смысле: Петр Сергеевич Дроздов (замминистра экономики и развития), влюбляется в неприкаянную смотрительницу провинциального музея. К сожалению, недооцененная публикой, но крайне трепетная мелодрама режиссера Авдотьи Смирновой.

Читайте также