История фильма «Кин-дза-дза»: два раза «ку»!

Фильм «Кин-дза-дза!» разделил зрительскую аудиторию на две части: одни ничего не поняли - другие пришли в полный восторг. Впрочем, «тех, кто не понял», с каждым годом все меньше, а «Кин-дза-дзу» цитируют сейчас так же часто, как в конце 80-х: да вы и сами помните про пацаков, пепелацы и кэцэ.

Комедии Данелии всегда были больше, чем комедиями, но «Кин-дза-дза» отличается особенно. Философская космоопера, со своим «эзоповым» языком и весьма специфическим чувством юмора. Георгий Николаевич говорит, что идею снять «фантастическую сказку» ему подал итальянец Тонино Гуэрра: «У вас, в России такие длинные холодные зимы – сними что-нибудь теплое» («Кин-дза-дза» вышла не то что теплой, а даже горячей – на планете Плюк-215 всегда ужасно жарко). Но в первом варианте сценария «Кин-дза-дза» выглядел как переделанный «Остров сокровищ» Стивенсона – как часто бывает, в конце концов, от первой задумки мало что осталось, и Данелия придумал новый, совершенно оригинальный сюжет.

Советский человек мог выйти на пять минут в магазин, а попасть в совершенно иное измерение. Коля в «Гостье из будущего» пошел за кефиром, и повстречал космических пиратов. Прораб Машков (Станислав Любшин) пошел в универсам за хлебом и макаронами, и познакомился со студентом текстильного института Гедеваном, а также со странным голым человеком, который спрашивал координаты Земли, и хотел вернуться «домой», на другую планету. Нажав на кнопку «машинки перемещения» Машков с Гедеваном сами оказываются в иной реальности – галактике Кин-дза-дза.

Сценарий Данелия писал вместе с Резо Габриадзе. Писал долго – даже когда съемки были в самом разгаре. Получался у них не сюжет, а форменное хулиганство – когда сценарий прочитал министр кинематографии Камшалов, он честно сказал Данелии: «Если бы это был не твой сценарий, я бы этот бред бросил бы читать на первой странице!»

Такое же хулиганство продолжалось и во время съемок – ракету-«пепелац» Данелия нарисовал сам, и костюмы для своих героев искал сам, копаясь на свалках со старьем. Майки и кальсоны фабрики «Заря», которые носят «пацаки» с планеты Плюк, искусственно состаривали: обесцвечивали в хлорке и выжигали ворс. Несколько костюмов летчиков, которые случайно нашел Данелия, оказались бесценным кладом: «Я эти костюмы разобрал и обнаружил внутри массу чудесных деталей, - вспоминал режиссер - пружинки, подушечки, колечки, сеточки, нейлоновые мешочки – все пошло в ход. Пружинки носили во рту эцилопы, как боксерскую капу, подушечки прикрепили к задам инопланетянок, нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. А чтобы Леонову не напекло голову, мы нацепили ему на макушку… гульфик от летного костюма!»

Космическое эсперанто, язык, на котором говорят герои фильма, Данелия придумал просто, с ходу - полицейские назывались «эцилопами», потому что, если прочитать это слово задом наперед, мы получим первую часть «полицейского». «Пацак» – это «пацан», а «пепелац», это производное от грузинского слова «пепел», то есть «бабочка». «Ку», тотемные приседания перед власть имущими, не имеют точного происхождения, но с этим словом у Данелии были большие проблемы. Во время съемок умер Брежнев, на его место пришел Черненко, а инициалы нового генсека были именно «К.У». Впрочем, и Черненко вскоре умер: проблема отпала сама собой.

«Кин-дза-дза» оказалась философской притчей на все времена - прошли десятилетия, а любителей приседать перед малиновыми штанами стало даже больше. Как, впрочем, и любителей «кэцэ» - для кого-то это просто спички, для кого-то – золотой фонд. «Они бы из-за этих спичек, всю вселенную на карачках проползли бы». «Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели…»
И ведь не поспоришь.

 

Читайте также:

Фильму "Кин-дза-дза!" 30 лет

"Кин-дза-дза!"

Читайте также