Поедем в номера! Московские гостиницы, «игравшие» в кино

Маколей Калкин («Один дома 2») встречал будущего президента США Доналда Трампа в нью-йоркском отеле The Plaza. Билл Мюррей флиртовал со Скарлетт Йоханссон («Трудности перевода») в токийском Park Hyatt. Джеймс Бонд крутил рулетку в Grandhotel Pupp (который притворялся «Казино Рояль»). Но и наши, московские гостиницы не менее киногеничны – правда, снимают их реже, чем хотелось бы.

Гостиница «Россия» («Мимино», 1977, «Паспорт», 1991)

Рубик и Валико-Мимино познакомились в московской гостинице «Россия», куда попали не совсем легально, по ошибке администратора. Интересно, что в процессе написания сценария авторы не могли определиться, с кем именно им «поселить» Мимино. Было два варианта: с эндокринологом из Свердловска (его сыграл Евгений Леонов), или с шофером из Ленинакана (его сыграл Фрунзик Мкртчян). Бросили монетку – монетка упала решкой, и вышло, что сожителем Мимино будет армянский шофер Рубик. Почему именно «Россия»? «В Москве знали три главные гостиницы, - говорит Данелия - «Россию», «Украину» и «Москву». В «Москву» попасть было невозможно — это была высокоразрядная гостиница, там депутаты жили. В «Украине», несмотря на ее внушительные размеры, снимать неудобно — она запутанная. Поэтому остановились на гостинице «Россия», в которой было все, что надо. А главное, был вид на Красную площадь — вот это уже символ Москвы! Спасская башня в фильме видна из номера Мимино!»
Когда Данелия пришел за Мкртчяном в гостиницу, тот вышел из душа абсолютно голым. Данелии так понравился этот эпизод, что он сделал его началом «гостиничного» знакомства двух героев.

Сцену в ресторане решили снимать перед самым закрытием, когда большинство жильцов уже разошлись по своим номерам. Но не получилось: за большим столом пировала компания армян, и они тут же пригласили съемочную группу к себе. Помните, знаменитый танец, в котором Рубик, одновременно «ведет» даму, и пытается перещеголять Мимино? Мкртчян, действительно, пошел танцевать в сильном подпитии - братья-армяне просто не отпустили бы его трезвым.

У оркестра «России» были серьезные неприятности из-за сцены, в которой армянин и грузин попеременно заказывают за деньги песни. Музыкантов вызвали «на ковер»: «Теперь вся страна знает, что в вашей гостинице берут деньги за музыку!» Пришлось режиссеру писать специальную объяснительную о том, что все происходящее на экране – художественное преувеличение.

Съемки в «России» продолжались всего день – на следующий день гостиницу закрыли на спец обслуживание, а еще на следующий в ней случился пожар. Виновников так и не нашли: Данелия считает, что в каком-то смысле они «Россию» «сглазили».

14 лет спустя Данелия вернется в «Россию», чтобы снять там эпизод из «Паспорта». На этот раз с ним будет французская съемочная группа, и персонал решит подзаработать на иностранцах. Когда французы, после окончания съемок приходили в ресторан, им давали один-единственный столик с самыми дорогими деликатесами: черной икрой, красной рыбой… «Официант говорит, что этот стол заказали, но не пришли, если вы оплатите, мы за него вас посадим. Так день, второй… Потом французы подняли бунт, мы начали им что-то приносить с собой, потому что преодолеть сопротивление гостиничного ресторана невозможно».

Гостиница «Космос» («Дневной дозор», 2005)

Завулон устраивает для юного Егора настоящий бал-маскарад, с ведущим Борисом Моисеевым (несложно догадаться, какие силы он представляет). Для такого масштабного события выбирают гостиницу «Космос» (25 этажей, 1777 номеров). Правда, один из самых эффектных эпизодов фильма, поездка Алисы (Жанна Фриске) на красной «Мазде», прямо по фасаду здания, был снят с помощью компьютерной графики.

Кстати, памятник Шарлю де Голлю установили на том самом месте, где 11 лет назад из окна выпал несчастный влюбленный вампир Костя. «Мой Завулон вместе с вампиром Чадова выбивают окно гостиницы «Космос», вылетают наружу и парят в воздухе над ночной Москвой, - вспоминает Виктор Вержбицкий. - На самом деле все снимали не в гостинице, а в специальном павильоне на зеленом фоне, чтобы потом наложить на этот фон изображение ночной Москвы с высоты птичьего полета. На съемках мы реально только подходили к макету окна и касались его плечом. Правда, «летали» мы с Чадовым по-настоящему!»

Кстати, после «Дневного дозора» популярность гостиницы «Космос» среди туристов заметно выросла: многие бронируют здесь номера специально, чтобы побывать «в том самом месте, где устраивал шабаш со звездами Завулон».

Гостиница «Метрополь» («Доктор Живаго», 2002, «Шпион», 2012)

Снимать в московских гостиницах – удовольствие недешевое, поэтому создатели сериала «Доктор Живаго» (того самого, что с Кирой Найтли), ограничились лишь несколькими сценами.

Пришлось экономить и авторам «Шпиона» по роману Бориса Акунина. В ресторане «Метрополя» Дорин (Данила Козловский) и Октябрьский (Федор Бондарчук) ужинают, а потом Октябрьский «танцует» красивую девушку за соседним столиком.

Персонал гостиницы пустил съемочную группу всего на три дня, точнее, на три ночи: им разрешили работать с десяти часов вечера до пяти часов утра, когда посетителей в ресторане нет, или почти нет. Но у ресторана в «Метрополе» стеклянная крыша, и еще нужно было исхитриться, чтобы «поймать» правильный свет! Витраж, который тоже нужно было подсветить, другой стороной выходит на лестницу общего пользования в отеле. Администрация строго следила, чтобы съемки не мешали комфорту посетителей: даже при том, что в «Шпионе» снимались звезды, гостиничная этика прежде всего!

Честно признаем, московские гостиницы стоят слишком дорого для голливудских киношников (не говоря уже про наших).Только трехзвездочная гостиница «Турист» на Сельскохозяйственной улице предлагает «гуманную» цену – 12 тысяч рублей за полный съемочный день на ее территории. Если уж говорить про гостиницы в центре, с узнаваемыми названиями, да еще и с видом на Кремль, то тут совсем другие цифры, которые озвучивают при закрытых дверях. Нам лишь известно, что аренда номера в гостинице «Москва», например, обойдется киношникам примерно в 10-15 раз дороже, чем аналогичный номер в отеле Будапешта или Праги (именно поэтому гостиницу «Украина» в пятой части «Крепкого орешка» рисовали на компьютере). Наша Москва рада гостям, но готова запечатлеть себя в кадре только за очень большие деньги.

Читайте также