Интернет-реальность и северокорейские грезы

В российский прокат выходит сразу два документальных фильма известных режиссеров.

Популярность документального жанра растет на глазах – тут вам и открытие специального телеканала, крутящего докфильмы 24 часа в сутки, и открытие Центра документального кино в Москве, и скандальная знаменитость «Театра Doc.”, и огромный интерес к нон-фикшну во всем мире.

Картина «В лучах солнца» Виталия Манского обросла такой скандальной славой, что даже не особо верилось, что ее увидят в России. Слишком чувствительной оказалась затронутая в фильме тема, хотя, казалось бы, рассказывает он о Северной Корее. Во время съемок к режиссеру были приставлены в качестве государственной опеки специально обученные северокорейские товарищи, в чью работу входит подменять существующую реальность срежиссированной пропагандой. Они предоставили русскому режиссеру сценарий будущей «документальной» картины, главную героиню - девочку, вступающую в ряды северокорейской пионерии, а заодно и ее родителей, которым вообще переписали жизнь, чтобы она более соответствовала идеям «чучхе». Оставив пропаганду ее профессиональным служителям, хитроумный Манский в своем фильме не только разоблачил этот художественный примитив, но создал образ последнего бастиона «развитого социализма», почти свихнувшегося в культивируемой им паранойе. Пугающий образ самоизолировавшейся страны, в которой детей с молодых ногтей приучают к ненависти ко всему остальному миру. И трагический образ народа, безучастно принимающего участие в бесконечных тоталитарных празднествах и маршах и затверженно рапортующего о скорой победе коммунизма. Народа, который можно только бесконечно жалеть – как несчастную юную пионерку, разражающуюся в финале потоками искренних слез от невозможности уже в миллионный раз произнести фальшивую пургу про великих корейских лидеров.

На противоположном полюсе - документальный фильм «О, Интернет! Грезы цифрового мира» знаменитого немца Вернера Херцога, который уже, кажется, разучился снимать хорошее игровое кино, однако довольно интересно продолжает работать в кино неигровом. Любознательность автора «Агирре…» и «Фицкарральдо», на протяжение нескольких десятилетий толкавшая его открывать новые земли и континенты, никуда не делась. Вселенную Интернета, которую Херцог решил изучить в новой картине, конечно, едва ли можно назвать «терра инкогнита», однако режиссер весьма основательно подходит к своему предмету, раскрывая глаза среднестатистическому интернет-пользователю на глобальность явления, с которым он сталкивается не просто ежедневно, но ежесекундно. От огромного неуклюжего компьютера 1969 года, впервые передавшего информацию на другой компьютер, до возможности интернет-связи с другими планетами и будущей роботизации всего человечества. Кстати, интернет преобразил жизнь и Северной Корее: вспомним известный случай хакерских атак корейцев на крупнейшую голливудскую студию, посмевшую посмеяться над их лидером.

Читайте также