Интересные факты о самом осеннем советском фильме «Отпуск в сентябре»

В этом году картине Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» исполняется 37 лет. Teleprogramma.pro узнала интересные факты об этом фильме, рассказывающем о жизни человека «без сердца»

В этом году картине Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» исполняется 37 лет. Teleprogramma.pro узнала интересные факты об этом фильме, рассказывающем о жизни человека «без сердца».

Режиссёр-первопроходец

Виталий Мельников стал тем самым человеком, который первым снял кино по произведению гениального советского драматурга Александра Вампилова. В 1975 году в прокат вышел фильм Мельникова «Старший сын» по одноимённой пьесе Вампилова. Сильнейшая вещь «Утиная охота» находилась в то время под негласным запретом, но постановщика не покидало желание её экранизировать. В 1978 году режиссёр в составе советской делегации отправился на кинофестиваль в Прагу. Во время банкета он разговорился с чиновником Гостелерадио и поделился с ним тем, что мечтает снять фильм по пьесе «Утиная охота». Мельников также пересказал своему собеседнику это произведение. Через какое-то время Виталия Вячеславовича вызвали в Москву и официально предложили заняться этим проектом. Чиновники намекнули, что проект нужно запустить в производство под другим названием, и когда настанет срок выпускать картину в прокат, комиссия «удивится и разозлится» узнав, что это снято по Вампилову, но даст ленте зелёный свет. Чтобы съёмки не сорвались, Мельников быстро собрал команду из кинематографистов единомышленников и уехал снимать «Утиную охоту» в Петрозаводск, подальше от людей, которые могли вмешаться в творческий процесс.

Актёры

Актёров в свой дерзкий проект Мельников приглашал тайно - во время личных встреч или по телефону. Евгений Павлович Леонов примкнул к команде первым — он стал любимым артистом режиссёра после успеха «Старшего сына». Во время работы на площадке Леонов стал наставником для всех артистов, занятых на съёмках — он охотно делился своими секретами и хитрыми профессиональными приёмами. Во время работы над сценой вечеринки в квартире главного героя Евгений Павлович импровизировал — всё, что вытворяет его персонаж на экране, было придумано артистом после того, как прозвучала команда «Мотор!». Николая Бурляева Мельников снимал в своём кино в 60-х. Режиссёр был в нём уверен. Других артистов, Юрия Богатырёва, Ирину Купченко, Наталью Гундареву, Виталий Вячеславович пригласил на съёмки по совету близких друзей. Богатырёв очень любил творчество Вампилова и страшно обрадовался, получив предложение сняться в «Утиной охоте». Его мечтой была роль Зилова, однако постановщик предложил ему роль друга главного героя. Юрий Георгиевич сначала огорчился и хотел даже отказаться от предложения Мельникова, но впоследствии он всё же подтвердил своё участие в проекте.

Зилов

В роли Зилова постановщик видел только Олега Даля, однако очень боялся того, что проект после утвержения его кандидатуры будет завернут на начальной стадии — дело в том, что артист в то время на Центральном телевидении был персоной нон грата из-за своей скандальной репутации. Олег Иванович Даль очень любил творчество Вампилова, поэтому согласился играть Зилова без раздумий. Тогда в советском кино царило двоевластие: Объединение телефильмов подчинялось «Ленфильму» и Комитету по телерадиовещанию в Москве. В Ленинграде подумали, что кандидатуру Даля утвердили в Москве, а в столице решение приняли благодаря документу, подписанному на «Ленфильме». Мельников ничего не стал объяснять артисту и просто увёз его в Петрозаводск. Даль работал с большим вдохновением и самоотдачей. После окончания съёмок он был абсолютно опустошён — образ Зилова очень сложный, и работа над ним оказалась по-настоящему изнуряющей. После «Утиной охоты» Олегу Далю не хотелось ролей другого уровня. После картины Мельникова он ждал новых достойных уровня драматургии Вампилова предложений, однако ему суждено ещё было сняться всего в двух фильмах - «Мы смерти смотрели в лицо» и «Незваный друг».

Премьера

Съёмки фильма продолжались всего два месяца. Ленту очень быстро смонтировали, озвучили и режиссёр повёз свою новую работу в Москву, чтобы показать комиссии. «Утиная охота» очень понравилась чиновникам, однако премьеру отложили почти на 8 лет. На экраны картина вышла лишь в 1987 году. Олег Даль был удостоен премии Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в номинации «Лучшая мужская роль». Отметим, что данный приз стал единственной официальной наградой артиста, которого горячо любили советские зрители.

Читайте также