КИНО

В сорок лет жизнь только начинается! История успеха фильма «Москва слезам не верит»

В сорок лет жизнь только начинается! История успеха фильма «Москва слезам не верит»

Мы живем в счастливое время почти официально продленной молодости. Наши мамы в сорок с небольшим выглядели совсем иначе, чем мы сейчас: современные девушки (именно девушки!) в этом возрасте все еще носят мини, зажигают на дискотеках и рожают своих первенцев. Но стоит помнить, что впервые девиз «В сорок лет жизнь только начинается» был озвучен в фильме «Москва слезам не верит», где 37-летняя Вера Алентова сыграла 19-летнюю Катю.

библиотека

«Мы с этой картины еще столько призов и народной любви поимеем!» — сказал режиссеру, Владимиру Меньшову, директор «Мосфильма» сразу после просмотра. Но успех был неочевиден даже для актеров: большинство считали, что снимаются в дешевой мелодраме, и даже немного стыдились своего в ней участия. Сомневался и сам Владимир Меньшов: ведь до него ничего подобного в СССР не снимали.
История, которую написал Валентин Черных, называлась «Дважды солгавшая», и была отчаянно сентиментальна. Настолько сентиментальна, что сценаристы не знали, как ее адаптировать для экрана более-менее «интеллигентно». Но Меньшова она зацепила одной-единственной сценой: помните, как Катя заводит на ночь будильник, а просыпается уже через 20 лет? «Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц, — вспоминал режиссер — А когда понял, что это такое решение — прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала».

постель
Меньшов дописал свою «Москву» еще почти на треть, добавив новых персонажей, и новые эпизоды. Появилась сцена, в которой героиня Лии Ахеджаковой пытается сосватать героине «работника главка – очень ответственного, 53 лет». Добавились сцены, где спившийся хоккеист Гурин выпрашивает деньги у своей бывшей жены… В результате частная история трех провинциалок, решивших покорить Москву, разрослась до истории множества людей – коренных москвичей, и не москвичей вовсе. И каждый из них был, совсем по Чехову, «маленьким лишним человеком», со своими маленькими трагедиями и радостями. Если не в Кате, Тосе, Людмиле, то в вахтерше, замначальнике главка, супружеской паре из столичной высотки, страна узнавала себя.
Но главными все-таки были девушки. Главную героиню, Катю, сыграла жена Владимира Меньшова, Вера Алентова – но свою роль она получила не «по блату», а потому что все другие актрисы или отказались, или не подошли. А пробовалась, между тем, лучшая половина советских кинозвезд того времени – от Анастасии Вертинской до Маргариты Тереховой.
Образ Кати многие критиковали – что, мол, «так не бывает», что простые фабричные девочки без высшего образования не делают подобной карьеры. Зато лучшая подруга Кати, Людмила, вышла гораздо более жизненной. Ее сыграла Ирина Муравьева, и это была роль «на сопротивление». Увидев себя на экране, Ирина Вадимовна искренне расстроилась: «Моя героиня совсем не понравилась мне. Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран».

Муравьева
Фильм, как известно, ждал грандиозный успех – причем не только у нас, но и за рубежом. «Москву» продали в сотню стран мира: фильм был номинирован на «Оскар» и получил его! Говорят, Роналд Рейган восемь раз смотрел картину, чтобы понять «загадочную русскую душу», но так ее и не понял. Нам кажется, это неудивительно, потому что «Москва» Меньшова получилась не о русской душе, и даже не о русской женщине – а о женщине вообще. О женщине, которая мечтает о счастье и о большой любви и в двадцать лет, и в сорок. О женщине, которая хочет прекрасно выглядеть и принимая гостей в сталинских «апартаментах», и чистя картошку у подруги на даче. О женщине, которая хочет заниматься любовью, наконец – и неважно, в каком возрасте. Сейчас это очевидные истины, но 36 лет назад, когда фильм только вышел, все было по-другому. Именно поэтому «Москва слезам не верит» — это наш «Секс в большом городе», опередивший свое время. Пересмотрите, откроете для себя много нового.

Комментарии
или войти с помощью: