Анджей Вайда: Последний из могикан

9 октября от нас ушел гениальный Анджей Вайда, замечательный режиссер, и пламенный антисоветчик. Во времена советской «оттепели» студенты ВГИКа брали штурмом Дом Кино, чтобы увидеть его «Поколение» и «Канал». В поздние годы его фильмы номинировались на «Оскар»

9 октября от нас ушел гениальный Анджей Вайда, замечательный режиссер, и пламенный антисоветчик. Во времена советской «оттепели» студенты ВГИКа брали штурмом Дом Кино, чтобы увидеть его «Поколение» и «Канал». В поздние годы его фильмы номинировались на «Оскар», а его имя вошло во все учебники по истории. Как бы вы не относились к политическим взглядам Анджея Вайды, вы должны знать его имя и его фильмы – потому что это, в том числе и наша история.

«Пепел и алмаз»(1958)

Май 1945 года. У польских солдат, в отличие от советских, нет ощущения победы. Если раньше они боролись против немецкой оккупации, то теперь пришла очередь коммунистической - и еще неизвестно, что для них хуже… Очень полезно иногда посмотреть на войну глазами «союзников» и обнаружить, что все немного не так, как нам казалось. Кроме того, этот фильм сделал звездой Збигнева Цибульского, чей романтический образ (брезентовая сумка через плечо, темные очки) совершенно не соответствовал образу подпольщика, зато напоминал «бунтаря без причины» Джеймса Дина.

«Все на продажу»(1968)

Польские «8 1/2»: Вайда недаром задумал этот фильм в Риме, пообщавшись с Феллини. Знаменитый актер не является на съемочную площадку, и группа сбивается с ног в его поисках. Картина задумывалась как бенефис Збигнева Цибульского, фактически альтер эго Вайды – но Цыбульски погиб под колесами поезда незадолго до начала съемок. Вместо него главную роль сыграл Даниэль Ольбрыхский, также моментально ставший звездой.

«Пейзаж после битвы»(1970)

Один из самых пронзительных фильмов о войне – хотя действие его происходит уже после победы. Освобожденные американцами узники концлагеря ждут своей дальнейшей судьбы – и не у всех она будет счастливая. Главная роль – снова у Даниэля Ольбрыхского.

«Человек из мрамора»(1976) и «Человек из железа»(1981)

Не все фильмы о простом рабочем народе одинаково скучны: и в СССР, и в социалистической Польше, появлялись свои небольшие шедевры на эту тему. «Человек из мрамора» - о каменщике, «Человек из железа» - о работнике судоверфи. В последнем, кстати, снимался Лех Валенса, харизматичный лидер движения «Солидарность» и близкий друг режиссера.

«Катынь»(2007)

Самый личный фильм Анджея Вайды, рассказывающий историю Катыньского расстрела (массовые убийства польских граждан сотрудниками НКВД). В Катыни погиб отец режиссера, и он сам чудом избежал гибели. Когда фильм вышел в Польше, его обязали смотреть всем польским солдатам, от рядового до генерала. Полезно увидеть «Катынь» и нам – потому что находятся люди, отрицающие сам факт этого военного преступления, и причастность к нему СССР.

Читайте также