Роман с Мымрой: как снимали «Служебный роман»

Это самая осенняя мелодрама Эльдара Рязанова, которую хочется пересматривать в октябре – когда за окном листопад, или проливной дождь. «Бабье лето» - это ведь и про Людмилу Прокофьевну Калугину, 36-летнюю мымру, которая обрела счастье в родном статистическом учреждении

Это самая осенняя мелодрама Эльдара Рязанова, которую хочется пересматривать в октябре – когда за окном листопад, или проливной дождь. «Бабье лето» - это ведь и про Людмилу Прокофьевну Калугину, 36-летнюю мымру, которая обрела счастье в родном статистическом учреждении.

Пьесу «Сослуживцы» Эльдар Рязанов написал в соавторстве с Эмилем Брагинским 45 лет назад – в 1971 году. Пьеса оказалась чрезвычайно популярной: ее поставили во многих театрах страны (в Ленинграде, например, Мымру играла Ольга Волкова, а Новосельцева – Петр Вельяминов). Но сам Эльдар Александрович был не слишком доволен этими постановками, и решил показать свою версию.

В отличие от других фильмов Рязанова, проб на главные роли почти не было. Режиссер распределял места среди «своих» - актеров, с которыми он когда-то хотел поработать, или уже работал. Алиса Фрейндлих получила роль Мымры уже потому, что в свое время не сыграла в «Гусарской балладе» - а Рязанов очень хотел ее снимать. Мягков, которого вся страна обожала после «Иронии судьбы», стал Новосельцевым.

Поначалу это казалось проблемой: как превратить обаятельного «почти красавца» Митю Лукашина в совершенного недотепу, нелепого, смешного и совершенно непривлекательного Анатолия Ефремовича? Выход нашли гримеры: внешность Мягкова полностью изменили усики, очки, и «зализанные» волосы.

Светлана Немоляева получила трагическую роль Оли Рыжовой – Рязанов помнил, что актриса пробовалась у него на роль Нади в «Иронии судьбы». Басилашвили тоже получил роль «по блату» - как известно, именно он должен был играть Ипполита в том же самом новогоднем хите. Ну, а секретаршей Верочкой стала Лия Ахеджакова, также перекочевавшая в этот фильм из «Иронии судьбы».

Эльдар Александрович был в ударе: его окружала компания обожаемых актеров, он экранизировал собственную пьесу, ему была предоставлена полная творческая свобода! Чтобы уйти от камерности «театрального» текста, Рязанов решил разбавить сцены в закрытых помещениях натурными съемками: «Служебный роман» стал очень «московским» фильмом, с узнаваемыми локациями, как в центре, так и на окраинах.

Фасад «статистического учреждения» снимали на пересечении Кузнецкого моста и Петровки, в знаменитом Торговом доме Хомякова напротив ЦУМа. Крыша, на которую Калугина выходила курить и плакать – это крыша знаменитого «дома Нирнзее» на Тверской.

У каждого «сотрудника» был свой конкретный адрес – Рязанов прослеживал дорогу от дома до работы и товарища Новосельцева, Калугиной, и Юрия Самохвалова. К примеру, Самохвалов жил напротив Телеграфа, на Тверской, Калугина – на не менее престижной Большой Никитской. А вот у рядовых сотрудников было жилье попроще: Верочка жила в Чертаново, а Оля Рыжова вообще в Подмосковье – и каждое утро приезжала в Москву на электричке.

«Служебный роман» - это осенний роман, и снимали его, естественно, осенью.18 сентября 1976 года московская погода преподнесла съемочной группе сюрприз: неожиданно выпал снег, и осел на еще зеленой листве. Рязанов был в восторге, и специально отснял эпизод на три с половиной минуты.

Кстати, знаменитая «песенка о погоде» была написана самим Рязановым. Вообще-то Эльдар Александрович любил использовать для своих фильмов стихи известных поэтов, но тут не нашел нужных строчек. Стесняясь своего творчества, он принес композитору Андрею Петрову слова, подчеркнув, что это «неизвестное стихотворение Уильяма Блейка». Петров поверил – а когда узнал, что стихи сочинил сам Рязанов, был в восторге. Говорят, строчки «У природы нет плохой погоды» не понравились только Андрею Мягкову. Обидевшись, Рязанов «наказал» актера, дав ему в своем следующем фильме «Гараж», роль… немого.

Отснятого материала хватило бы на небольшой сериал – Рязанову приходилось резать «по живому». Больше всего пострадала секретарша Верочка, точнее, ее личная жизнь. В оригинальном сценарии ее муж, чей голос мы только слышим в трубке, тоже работает в том же учреждении – супруги все время выясняют отношения, и никак не могут решить, рожать ли им ребенка. Они даже уезжают с работы в родное Чертаново… на мотороллере! Мужа Верочки сыграл Александр Фатюшин, но в итоге всю его роль Рязанов вырезал. Не оставил даже голос – в трубке Верочки мы слышим все того же Олега Басилашвили: Самохвалов успел везде!

Читайте также