Самые страшные советские фильмы

В кинематографе СССР официально жанра «фильм ужасов» не существовало, однако время от времени на экран выходили по-настоящему жуткие картины. Teleprogramma.pro вспомнила самые страшные отечественные картины прошлых лет

В кинематографе СССР официально жанра «фильм ужасов» не существовало, однако время от времени на экран выходили по-настоящему жуткие картины. Teleprogramma.pro вспомнила самые страшные отечественные картины прошлых лет.

«Вий» (режиссёры Георгий Кропачёв, Константин Ершов, 1967 год)

Эта советская экранизация одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя является, пожалуй, самой популярной из всех (вообще в СССР снято несколько фильмов по данному произведению классика). Идея снять этот фильм пришла в голову Ивану Пырьеву. Он сам хотел заняться этой картиной, однако ему катастрофически не хватало времени, поэтом у он поручил съёмки своим Кропачёву и Ершову. Из финальной версии фильма вырезано очень много материала, а некоторые задумки режиссёров не обрели своего воплощения, так как комиссия посчитала стиль, в котором была снята картина, слишком реалистичным. Во время съёмок сцены полёта в гробу актриса Наталья Варлей, исполнительница роли Панночки, упала с приличной высоты. Леонид Куравлёв еле успел её поймать. Чудовище Вий изначально должен был выглядеть, как немощный старик, однако в результате от этой идеи отказались. Костюм монстра получился настолько громоздким и тяжёлым, что его во время съёмок надевал спортсмен-штангист.

«Письма мёртвого человека» (режиссёр Константин Лопушанский, 1986 год)

Выход этой постапокалиптической картины практически совпал со страшной аварией на Чернобыльской АЭС. Фильм получился очень жутким. Кроме того, пугала его актуальность — он был снят в самый разгар Холодной войны в США. Жители двух сверхдержав в то время реально жили в большом напряжении. Главный герой картины, учёный по фамилии Ларсен, пытается найти способ выживания в условиях новой реальности. Основной упор он делает на нравственный поиск. Есть мнение, что личность центрального персонажа картины «Письма мёртвого человека» списана с академика Сахарова. Главную роль в фильме исполнил Ролан Быков. Его персонажа сначала озвучил Зиновий Гердт. Этот факт очень не понравился Быкову и он добился переозвучки — в финальном варианте Ларсен говорит голосом Ролана Антоновича.

«Господин оформитель» (режиссёр Олег Тепцов, 1988 год)

Данная картина, пожалуй, самая страшная из всех, представленных в нашей подборке. В главной роли в этом фильме снялся артист Виктор Авилов, для которого работа в «Господине оформителе» стала дебютом в кино — до этого он играл исключительно на театральной сцене. «Господин оформитель» стал первым советским фильмом, который был снят в жанре мистики. Главный герой картины, художник-оформитель, изготавливает манекен для оформления витрины ювелирного магазина и несколько лет спустя встречает девушку, которая как две капли воды похожа на восковой манекен его работы. Музыку, которая звучит в картине, написал Сергей Курёхин. Композитор очень проникся мрачной атмосферой будщей картины после прочтения сценария и постарался дополнить картинку максимально зловещими и страшными музыкальными темами. Стоит отметить, что фильм был снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль».

«Дикая охота короля Стаха» (режиссёр Валерий Рубинчик, 1979 год)

События этого фильма происходят в XIX веке — в белорусское Полесье приезжает молодой этнограф, который изучает фольклор и собирает различные предания и сказки. От местных жителей он узнаёт леденящую кровь легенду о короле Стахе, который время от времени охотится на представителей старинного рода, проживающих в поместье, в котором и поселился учёный. Вообще у Рубинчика получился классический готический триллер, который, несмотря на некоторую наивность по сравнению с современными образцами жанра, получился очень неплохим. Гнетущую атмосферу очень удачно дополняет гипнотизирующая музыка. В основу сюжета ленты легла одноимённая повесть Владимира Короткевича.

«Десять негритят» (режиссёр Станислав Говорухин, 1987 год)

Эта картина снята по мотивам романа Агаты Кристи. Фильм рассказывает зловещую и таинственную историю о десяти людях, которые оказываются на одном острове. Каждому из них выносится смертный приговор — за каждым участником этой смертельной игры закреплена фигурка негритёнка, которая исчезает вместе с человеком. Роман «Десять негритят» был экранизирован разными режиссёрами несколько раз, однако лента Говорухина считается наиболее удачной киноверсией этого литературного произведения, так как постановщик решил сохранить самый мрачный финал, которых, стоит отметить, у Кристи было несколько. Станислав Сергеевич не является большим поклонником творчества Агаты Кристи, однако этот роман настолько заинтересовал постановщика, что он даже решил его экранизировать.

А какие советские страшные фильмы любите вы? Делитесь названиями и впечатлениями в комментариях.

Читайте также