Нарезка не для овощей

В прокат выходит сразу два альманаха - «Такса» и «Петербург. Только по любви»

В прокат выходит сразу два альманаха - «Такса» и «Петербург. Только по любви».

Эти фильмы называют антологиями, омнибусами, коллективными проектами, сборными солянками. Они довольно популярны, и эта популярность обеспечена простой логикой: 10 отличных фильмов лучше одного - пусть эти фильмы и очень маленькие.

Альманахи бывают разными. Они бывают составлены как из новелл, снятых разными авторами, так и из историй, являющихся частью замысла одного режиссера. Занятно, что на этой неделе в наш прокат выходит пример и того, и другого рода.

Такса

«Такса» - это четыре отдельные истории, объединенные замыслом одного из самых известных американских независимых авторов Тодда Солондза, снявшего, разумеется, совсем не типовое сентиментальное кино «о собачке».

Любое кино о животных – это, конечно, прежде всего кино о людях, проявляющих себя по отношению к ним. Переходящая из рук в руки такса, награждаемая хозяевами самыми разными безумными именами, - это переходящий вымпел, объединяющий истории о собачьей жизни людей, которая у всех у них прошла или пройдет мимо (да, к людям и к жизни Солондз относится вполне мизантропически, как и к современному искусству, сценарному мастерству и обучению в киношколах).

Первый хозяин таксы - маленький мальчик, полностью подчинённый злой воле родителей, которые держат ее в клетке, чтобы не нарушала в доме стерильности. Дальше следуют растерянная девушка (привычное амплуа любимицы хипстеров Греты Гервиг) и пара симпатичных молодых даунов. Хозяева взрослеют по мере развития сюжета (впрочем, его нет), и хотя такса симпатичнее их всех (что несложно), она совершенно не очеловечивается Солондзем, не служит орудием выжимания зрительских эмоций, как это обычно случается в кино с таким главным героем. Более того, собака и люди на протяжении всего фильма не испытывают друг к другу никаких особых эмоций. Даже если обнимаются и спят с ней, как профессор сценарного дела Шмерц (в драматическом исполнении Дэнни ДеВито). Последней владелицей суки становится полуживая старуха в исполнении оскаровской лауреатки Эллен Берстин. Ей уже являются многократные отражения её в молодости, что, конечно, плохой знак. Для всех, в том числе для собаки…

Петербург. Только по любви

Альманах первого типа, «Петербург. Только по любви», собран из семи отдельных короткометражек режиссеров, подобранных по половому признаку (Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова), чтобы таким образом предъявить публике «женский бум», наблюдаемый в отечественном кино.

Среди лучших новелл - «Девочки» Анны Пармас, в которой автор знаменитого клипа про «лабутены» дает тихий, но остроумный комментарий к ситуации полного отсутствия мужского начала на всех уровнях современной российской жизни. И история под названием «Просто концерт» Натальи Назаровой – в нем одинокая крановщица (Анна Уколова) и вовсе выдает дочку за мальчика, поскольку, по ее убеждению, в этом мире все лучшее принадлежит мужчинам.

Не сказать, что каждая из постановщиц обладает настолько своеобразным голосом, что он отличим в общем хоре. Но это даже придает коллективному проекту цельности. Это, ясное дело, не относится к замыкающей антологию новелле Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа» - вот уж чья манера (или манерность) всегда узнаваема.

Читайте также