КИНО

Надо меньше пить: фильмы «под градусом»

Надо меньше пить: фильмы «под градусом»

Алкогольные возлияния – тема многогранная и неисчерпаемая. В 100% случаев люди знают, о чем пишут, что снимают и что играют: все мы оказывались в такой ситуации, когда очередной бокал, рюмка, стакан или бутылка, были явно лишними. Сначала расскажем про алкоголь в советском кино – где главным напитком была, разумеется, водка. Продолжение про Европу и Голливуд следует.

«Когда деревья были большими»(1961)

деревья

Трагический герой Юрия Никулина — Кузьма Кузьмич Иорданов, бывший фронтовик, вконец опустившийся, бездельник и пьяница. Одну из ключевых сцен Юрий Никулин решил разыграть по системе Станиславского. В кадре его герой опрокидывает в себя рюмку, и закусывает борщом. Юрий Владимирович потребовал себе натуральный «реквизит». Результат ему не понравился, особенно, как это выглядело на экране: «Увидел вместо себя какого-то дядьку с совершенно идиотской улыбкой на лице».

«Ирония судьбы, или с легким паром»(1975)

ирония

«Пить надо меньше, надо меньше пить». И ведь действительно! Сюжет фильма строится, как известно, как раз на этом: скромному герою-интеллигенту противопоказан алкоголь, но он все равно пьет с друзьями (потому что обычай, друзья, и Новый Год!).
Александр Ширвиндт рассказывал о том, что поскольку съемки ключевой «банной» сцены проходили в холодном павильоне «Мосфильма», и, к тому же, в день рождения Александра Белявского, каждый участник экранной «посиделки» принес с собой по бутылке водки. Когда Эльдар Рязанов заметил, что с актерами происходит что-то не то, было уже поздно. Так или иначе, но мы получили гениальную сцену, где герои пьянеют в режиме реального времени.

«Афоня»(1975)

афоня

Обаятельный алкоголик Борщов, «слесарь-сантехник из ЖЭК-2», вышел даже слишком обаятельным. После премьеры Георгию Данелия писали письма возмущенные жены и подруги таких вот пьяниц. В одном из этих писем была, например, фраза: «Вы-то сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?»
При этом Леонид Куравлев, сыгравший главную роль, старался «держаться»: на съемках он по-настоящему выпил всего дважды. В первый раз – в кафе «Ассоль» (фирменный рецепт сценариста Бородянского, пиво с сырым яйцом), во второй раз – в сцене сольного танца, на который Куравлев решился после бокала вина.

«Любовь и голуби»(1984)

голуби

Госкино долго не хотело принимать картину – в кадре все, и с удовольствием, пьют. Не только пропащий сосед «дядя Митя» (Сергей Юрский), но и главный, вполне положительный герой Василий (Александр Михайлов), и даже женщины. Причем на съемках пили не безалкогольный эрзац-продукт. «Там было все по-взрослому, — вспоминал Сергей Юрский — Пили самую что ни на есть взаправдашнюю водку. Когда чиновники узнали об этом, разразился жуткий скандал, даже режиссера хотели снять». Александр Михайлов также с удовольствием вспоминал, как в сцене «речного» свидания с женой «…пил и плакал пьяными жалостливыми слезами».

«Особенности национальной охоты»(1975)

охота

«Водки у нас много, поэтому поехали на задание…» Главный фильм о национальном русском спорте – пьянстве до последней бутылки. Всех интересует конечно же, атмосфера на съемках, а если конкретнее: сколько актеры выпили. Ответ будет кратким: много, очень много. Про 21-летнего Вилле Хаапсало, участники процесса, например, вспоминали: «…до этого Вилле не то, что столько водки не пил, он никогда столько водки и не видел. Вилле никому и никогда не отказывал, он считал, что русскому нельзя отказывать».
«Наши», разумеется, тоже не отставали.