КИНО

5 самых крутых советских боевиков

5 самых крутых советских боевиков Кадры из фильмов

Считается, что остросюжетные фильмы, снятые в жанре, который получил название «боевик», появились в нашей стране только после развала СССР, когда в страну хлынул поток видеокассет с американскими картинами. Однако подобное кино снимали и в Советском Союзе. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить самые зрелищные боевики советского производства.

«Пираты XX века» (режиссёр Борис Дуров, 1979 год)

Пираты
Кадр из фильма

Эта картина является, пожалуй, самым популярным остросюжетным советским боевиком. В основе сюжета фильма лежит реальная история о нападении пиратов на итальянское грузовое судно, в трюме которого перевозили урановую руду. Закончился этот инцидент очень печально — все члены экипажа были зверски убиты, а радиоактивный груз был похищен. Изначально за создание этой ленты взялся режиссёр Станислав Говорухин. Позже он был вынужден уступить своё место Борису Дурову, так как с головой ушёл в работу над созданием многосерийной картины «Место встречи изменить нельзя». «Пиратов XX века» снимали в Крыму. По неофициальным данным ленту посмотрели 103 млн зрителей — это был абсолютный рекорд для фильмов тех лет. Самым сложным эпизодом  для Николая Ерёменко-младшего, который исполнил в картине главную роль, стала сцена спасения женщин из библиотеки затопленного корабля. Снимали этот момент несколько дней. Ерёменко проводил в бассейне по семь часов и постоянно нырял. В конце концов у него пошла из носа кровь — пришлось приглашать на площадку врача. В качестве пиратского судна и сухогруза на съёмках были использованы теплоходы «Адмирал Лунин» и «Фатеж» соответственно.

«В зоне особого внимания» (режиссёр Андрей Малюков, 1977 год)

В зоне особого внимания
Кадр из фильма

Эта картина посвящена военным учениям советских десантников в условиях, максимально приближенных к боевым. Во время финального монтажа из фильма было вырезано много интересных моментов — сделано это было из соображений секретности и безопасности. Пленка с кадрами, которые не вошли в окончательную версию картины, была уничтожена. Вообще, десантники во время боя не носят голубые береты — их заменяют специальными маскировочными головными уборами и масками. Однако командующий ВДВ генерал Маргелов попросил режиссёра о том, чтобы на экране все бойцы были в беретах, чтобы зрители понимали о каком роде войск идёт речь в картине.

«Тегеран-43» (режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, 1980 год)

Тегеран
Кадр из фильма

Шпионский боевик «Тегеран-43» посвящён заговору против Сталина, Рузвельта и Черчилля, которых собирались убить во время конференции в Тегеране. По неподтверждённой информации немцы действительно хотели уничтожить лидеров государств, которые бились против Гитлера, во время этой легендарной встречи. Главной музыкальной темой этой остросюжетной ленты стала песня Шарля Азнавура под названием «Вечная любовь». Над созданием фильма работали специалисты из СССР, Испании, Франции и Швейцарии. В ленте снялись Ален Делон, Клод Жад, Курд Юргенс и другие иностранные артисты. «Тегеран-43» получил множество престижных премий. Фильм посмотрели более 100 млн советских зрителей.

«Не бойся, я с тобой!» (режиссёр Юлий Гусман, 1981 год)

Не бойся
Кадр из фильма

Исполнитель главной роли в картине Мухтарбек Кантемиров выполнял все трюки самостоятельно. Актёр Лев Дуров, которого на роль Сан Саныча выбрал сам Кантемиров (Гусман ещё предлагал кандидатуры Николая Караченцова и Ролана Быкова), приёмами каратэ не владел, поэтому в сценах драк его заменял дублёр. Если присмотреться, то можно заметить, что дерущийся Сан Саныч — это не Дуров, так как у каскадёра была немного другая комплекция. В то время Советская власть начала борьбу с набирающим популярность в стране японским боевым искусством карате, поэтому режиссёр, чтобы картину не положили на полку, определил этот стиль, как уходящий корнями в народную борьбу. Сам режиссёр появляется на экране в эпизодической роли в самом начале картины.

«Фанат» (режиссёр Владимир Феоктистов, 1989 год)

Фанат
Кадр из фильма

Главную роль в боевике о судьбе молодого парня, фаната карате по прозвищу «Малыш», который становится участником подпольных боёв без правил, исполнил актёр Алексей Серебряков. Он до съёмок никогда не занимался восточными единоборствами. Искусство карате Алексей осваивал прямо на съёмочной площадке — махать руками и ногами у него получалось настолько здорово, что дублёр артисту не потребовался. Картину снимали в Одессе. Отметим, что в 1990 году в прокат вышло продолжение оригинальной ленты, однако Серебряков отказался принимать участие в съёмках второй части, так как посчитал сценарий слишком примитивным. Отметим, что для советских поклонников японских боевых искусств «Фанат» стал культовым фильмом — многие движения и удары из карате были отлично показаны на экране, поэтому картину в некоторых случая использовали в качестве учебного пособия во время тренировок.

Во времена СССР в прокат выходили ещё такие боевики, как «Одиночное плавание», «Непобедимый», «Перехват», «Найти и обезвредить» и другие остросюжетные картины.