Крым наш: советские фильмы, которые снимались в Алупке, Ялте и Коктебеле

Крым всегда служил особенной декорацией для киношников: здесь можно было найти и сказочные замки, и «восточные» базары, и романтические морские побережья. Курортники охотно играли роли в массовке, а местные жители меняли автографы на местные разносолы. Открытию бархатного сезона посвящается

Крым всегда служил особенной декорацией для киношников: здесь можно было найти и сказочные замки, и «восточные» базары, и романтические морские побережья. Курортники охотно играли роли в массовке, а местные жители меняли автографы на местные разносолы. Открытию бархатного сезона посвящается.

«Алые паруса»(1961)

Крым был «малой родиной» советского романтика Александра Грина, и фильм по его главной книге снимали там же. В Коктебеле построили декорации сказочного городка, где жила Ассоль, и в бухте которого в одно чудесное утро появился корабль с алыми парусами (кстати, знаете ли вы, что их сшили на фабрике по производству пионерских галстуков?). Замок семьи Грей «нашли» в Воронцовском дворце в Алупке, а в эпизодах у моря часто мелькает горный красавец Кара-даг.

«Человек-амфибия»(1962)

Действие беляевского романа перенесли в крымскую бухту Ласпи. Она подошла в первую очередь тем, что вода здесь была очень прозрачная и чистая (большая редкость для Черного моря). После выхода фильма это место стало точкой притяжения туристов, и в конце концов, в Ласпи построили правительственную дачу, больше известную как «дача Горбачева в Форосе».

«Три плюс два»(1963)

Легкомысленная курортная комедия с первыми красавицами (и красавцами) советского экрана снималась недалеко от Судака, на территории знаменитого завода шампанских вин. Вся съемочная группа пристрастилась к этому напитку (продолжая знаменитую цитату из другого известного фильма, «шампанское по утрам» пили не только аристократы и дегенераты, но и представители киношной богемы). Фильм снимался в «бархатный сезон», и даже когда похолодало, актеры продолжали выходить в море в открытых купальниках. Согревались на берегу все тем же шампанским.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»(1966)

Гайдай был страстным поклонником Крыма, и старался снимать здесь как можно чаще. Действие «Пленницы» происходило якобы на Кавказе, но на самом деле – в Алуште и рядом с Ялтой. Возможно, вы помните сцену, где Юрий Никулин сидит на дереве и кидает вниз орехи – это знаменитое 600-летнее дерево, которое привезли в Крым из Греции. Теперь под ним можно увидеть табличку: «Никулинский орех».

«Волшебная лампа Аладдина»(1966)

«В Багдаде все спокойно» - но на самом деле, конечно, не в Багдаде, а на мысе Херсонес, где выстроили восточный мегаполис в почти натуральную величину. Бескрайнюю пустыню тоже нашли неподалеку – возле города Каховка. Кстати, там же, в то же самое время, снимались и «Неуловимые мстители» - две съемочные группы жили в одной гостинице.

«Десять негритят»(1987)

Самая узнаваемая крымская локация, замок «Ласточкино гнездо» в Гаспре, сыграло роль мрачного особняка на краю скалистого острова. Впрочем, у Ласточкиного гнезда были дублеры: Воронцовский дворец в Алупке, и специально созданная декорация в уменьшенном масштабе. Крутая лестница, которая вьется змейкой к замку, есть и в Гаспре, но оператор снимал ее в совсем другом месте – на горе Кошка в Симеизе. В роли дворецкого Роджерса снялся Алексей Золотницкий. В интервью он рассказывал: «Смерть моя в этом фильме довольно ужасна. Мне разрубают голову топором, и по сюжету я лежу окровавленный под дождем. Итак, мне сделали пластиковую наклейку на голову, обильно полили красной краской, а потом Станислав Говорухин сказал: «Ну вот, Алеша, полежи минут десять, чтоб одежда лучше пропиталась составом». Объявил перерыв, и все куда-то ушли. Лежу я, а в это самое время мимо Воронцовского дворца проходит экскурсионная группа. Экскурсовод говорит: «Обратите внимание на композицию львов, которых граф Воронцов привез из самой Италии… На массивные двери. А вот… аааааааа!» - закричала она, увидев мой «труп» возле порога.

Читайте также