«Танцуй, теща!»: как снимали «Родню»

Проблема «понаехавших» в город провинциалов появилась не вчера: именно об этом 35 лет назад Никита Михалков снял свою «Родню». В Марии Коноваловой, и ее разнокалиберных родственниках, страна узнавала себя. Впрочем, продолжает узнавать до сих пор

Проблема «понаехавших» в город провинциалов появилась не вчера: именно об этом 35 лет назад Никита Михалков снял свою «Родню». В Марии Коноваловой, и ее разнокалиберных родственниках, страна узнавала себя. Впрочем, продолжает узнавать до сих пор: только футболки с символикой Олимпиады-80 сменились футболками с Путиным.

Сценарий под названием «Была – не была», написал драматург Виктор Мережко. Он сам в 60-х приехал покорять Москву из маленького поселка в Ростовской области. И он на своем опыте знал, что чувствует провинциал, впервые попадая в большой город.

Сценарий, который несколько раз менял названия, был изначально написан для Нонны Викторовны Мордюковой. Мордюкова была в восторге – не так уж часто в нашем кино сценарии писались специально для актрис. Марию Коновалову, бесцеремонную деревенскую бабу с золотым сердцем, Мордюкова тут же посчитала «своей» героиней.

Сценарий показали Михалкову, и он решил, что возьмется. Все сложилось очень быстро: и место действия, и актерский ансамбль. Большую часть «Родни» было решено снимать в Днепропетровске (хотя рассматривались варианты Молдавии и Западной Украины). В Днепропетровсе жил родной брат Мережко, и он пообещал найти столичным киношникам самую «вкусную» натуру. Что касается актеров, то на роль дочки Коноваловой Михалков утвердил Светлану Крючкову, с которой сдружился на съемках «Собаки Баскервилей» - а на роль ее интеллигентного мужа он взял своего любимца Юрия Богатырева. Мережко очень хотел, чтобы мужа Марии сыграл Олег Борисов, но его не одобрил худсовет студии – и взяли Ивана Бортника из театра на Таганке. Молодое поколение в фильме представляли 20-летний Олег Меньшиков и восьмилетний Федя Стуков. Вообще-то по сценарию у Марии Коноваловой была внучка Иришка, но Никиту Сергеевича это не смутило. Просмотрев множество девочек, он вспомнил про Федю, который играл у него пару лет назад Андрюшу Обломова. ««А давайте Федьку попробуем! Вроде он похож на девочку... » - решил режиссер. Кроме того, съемочная группа сошлась во мнении, что маленький Федя похож и на Светлану Крючкову, которая играла его маму, и на Нонну Мордюкову-бабушку.

Для Днепропетровска эти съемки были особенным событием – хотя бы потому, что в главной роли была занята Мордюкова. Ей все время подсовывали гостинцы «от местных» - горячую картошку с укропом, сало, соленые огурцы, самогон… Если банок и кульков оказывалось слишком много, Нонна Викторовна брала тайм-аут, садилась на скамейку и начинала сортировать: «Вот это осветителям надо отнести, они голодные, а это мы сами, с Риммой…» Имелась в виду Римма Маркова, давняя подруга Мордюковой, игравшая в «Родне» администратора гостиницы. Однажды «девушки» так увлеклись угощением, что начисто забыли о съемках – разьяренный Михалков, не выносивший нарушений дисциплины, набросился на них с яростью: «Это непрофессионально!»

Обиженная Мордюкова, справедливо считавшая себя главной звездой фильма, пихнула пару раз своего режиссера (совсем как Мария Коновалова Стасика), обозвала козлом, и стала собираться в Москву. С большим трудом их удалось если не помирить, то хотя бы примирить – но до окончания съемок Нонна Викторовна общалась с режиссером исключительно через оператора, Павла Лебешева.

…И все-таки она отдавалась своей роли полностью, как только может великая актриса. К знаменитой сцене в ресторане, где Коновалова танцует перед зятем, Нонна Викторовна готовилась несколько месяцев. Она не только похудела, но и брала уроки танцев. Но съемки завершились для Мордюковой инфарктным отделением местной больницы, куда ее привезли на «Скорой помощи».

Сцена в ресторане запомнилась еще и тем, что в ней сыграли сам Михалков, его друг Александр Адабашьян, и оператор Лебешев. Первые двое сыграли официантов, Лебешев – повара. По окончании съемок вся компания с удовольствием сьела весь реквизит, включая огромную жареную индейку.

«Родня» сразу же стала народным фильмом. Каждый второй зритель признавал, что знает кого-то похожего на Марию – соседку, маму, свекровь (сам Мережко наделил ее характером своей тещи). Фильм растащили на цитаты, а песня «Дельтаплан» в исполнении Валерия Леонтьева, написанная специально для фильма, стала хитом. По большому счету Михалков снял фильм о том, что делает с человеком большой город – что забирает, и что немногое дает взамен. Это фильм о том, что гораздо удобнее, легче и проще надеть наушники с играющей музыкой, чем слушать и понимать тех, кто живет рядом.

Читайте также