КИНО

Переаттестация Борна

Переаттестация Борна

Сравниваем новый фильм «Джейсон Борн», который вышел в российский прокат 1 сентября, с другими картинами о потерявшем память спецагенте.

Те, то знаком с творчеством американского писателя Роберта Ладлэма, подтвердят — нет чтива более неповоротливого и усыпляющего, чем его романы. Романы, кстати, детективные, в которых особое место занимает трилогия о Джейсоне Борне. Тут вроде бы есть все, что нужно для удачной книги — шпионы, амнезия, любовь, погони, однако все вместе работает как-то очень медленно и неуклюже, не давая возможности полюбить сей странный литературный продукт. Первый роман из трилогии о Борне в конце 80-х попытались экранизировать — получилось так себе. Телефильм «Идентификация Борна» с Ричардом Чемберленом в главной роли вышел спустя 8 лет после публикации первой книги и оказался под стать первоисточнику — нудным и блеклым. Тем удивительнее преображение Борнианы, которая случилась уже в новом тысячелетии.

«Идентификация Борна» (2002)

Бюджет — миллионов, сборы в мире — 4 млн

И Джейсон такой молодой...
И Джейсон такой молодой…

Как это часто бывает, фильм, который рождался в муках и спорах, оказался маленьким шедевром, оживившим жанр шпионского триллера, собравшим приличную кассу и получившим лестные отзывы критиков. Действие романа Ладлема было перенесено в наши дни, что предопределило самостоятельный, по сути, сюжет, пусть и сдобренный знакомыми по книге элементами — выловленный из Средиземного моря мужчина, секретный счет в Цюрихе, таинственная программа ЦРУ «Трэдстоун»… Но, по сути, от Ладлема осталось лишь название, профессия героя и амнезия, его сразившая.

Борн за рулем "Мини", удирающий от парижской полиции - одна из самых ярких погонь в истории кино.
Борн за рулем «Мини», удирающий от парижской полиции — одна из самых ярких погонь в истории кино.

Вместо поисков легендарного террориста Карлоса Джейсон Борн в исполнении Мэтта Дэймона, раскрывшегося вдруг в качестве экшн-звезды нового, интеллигентного типа, охотится за призраками из собственного прошлого. Тревожная музыка Джона Пауэлла, грустные пейзажи зимней Европы, грациозные рукопашные схватки, элегантные автомобильные погони, убедительная любовная линия — все это сделало «Идентификацию Борна» не просто удачным летним блокбастером, а чем-то более значительным.

Стильные драки - одна из отличительных особенностей Борнианы. Лучшая схватка была, пожалуй, в "Идентификации".
Стильные драки — одна из отличительных особенностей Борнианы. Лучшая схватка была, пожалуй, в «Идентификации».

Даже хэппи-энд — сладкие объятья героев под шум Эгейского моря — не выглядел здесь пошлым, хотя в любой другой ситуации приторность сцены била бы через край. Фильм никогда прежде не блиставшего режиссера-ремесленника Дага Лаймана явно претендовал на культовый статус — как показало время, вполне обоснованно.

«Превосходство Борна» (2004)

Бюджет — $75 млн, сборы — $288.5 млн

Благодаря "Превосходству" Борн побывал в Москве.
Благодаря «Превосходству» Борн побывал в Москве.

Неудачным сиквелом можно загубить и оригинал, плюсы которого растворяться в волне негатива, поднятого слабым продолжением. Однако «Превосходству Борна» удалось выдержать конкуренцию с «Идентификацией» и в чем-то ее даже (название не врет!) превзойти. Очередное приключение Борна смотрелось на одном дыхании благодаря безупречному ритму, который английский режиссер Пол Гринграсс выдержал с первой до последней минуты (не без помощи Джона Пауэлла, вновь выдавшего блестящий саундтрек). Ювелирно сработали актеры, причем не только Дэймон.

Уорд Эббот в исполнении Брайана Кокса - негодяй с человеческим лицом.
Уорд Эббот в исполнении Брайана Кокса — негодяй с человеческим лицом.

Например, заместитель директора ЦРУ Уорд Эббот, в первом фильме казавшийся злодеем довольно схематичным, в «Превосходстве» получил большее количество экранного времени, которым и не преминул воспользоваться отличный шотландский актер Брайан Кокс. Даже «эпизодники» отработали на «ура»: особенно порадовали те, кто играл московских сценах — в кои-то веки Россия в голливудском фильме была показана более-менее точно. «Ты чё, обурел? А ну, отойди от моей машины, козел!» — в частности, вот такие сочные фразы звучат из уст московских таксистов. Казалось, смотришь не американский экшн, а лучшие серии «Глухаря» или «Улиц разбитых фонарей». Хорошо схваченный колорит соседствовал с атмосферой тотального заговора, из цепких когтей которого, казалось, Борну уже никак не вырваться. ЦРУ, ФСБ, немецкие полицаи и русские олигархи — все пытаются схватить (и даже убить) Джейсона, но ему вновь удается ускользнуть.

«Ультиматум Борна» (2007)

Бюджет — $110 млн, сборы — $442.8 млн

В "Ультиматуме" Джейсон поставил на уши весь Нью-Йорк, устроив за несколько минут не меньше двух десятков ДТП.
В «Ультиматуме» Джейсон поставил на уши весь Нью-Йорк, устроив за несколько минут не меньше двух десятков ДТП.

После «Превосходства», в финале которого Джейсон растворяется в толпе на Манхэттене, возникла крамольная мысль: а может, хватит? Нельзя играть с огнем вечно и вновь рассчитывать на творческую удачу, которая позволила сделать продолжение «Идентификации Борна» удачным. Сиквел сиквела, потом еще один, затем еще и еще — куда, в какой тупик это может завести? Тут уже одной амнезией не обойдешься. Авторы франшизы все же рискнули и, скорее всего, не угадали.
«Ультиматум Борна», на первый взгляд, вышел безупречным. С технической точки зрения. Но некоторая необязательность того, что происходит на экране, бросалась в глаза. Зачем искать ответы на вопросы, этих ответов не требующие? Почему Борну надо добраться до всех, кто фигурировал в его прошлом и каждому заглянуть в глаза? Так уж ли важно зрителю, когда именно родился Джейсон Борн? И будет ли он, зритель, переживать из-за того, что дата рождения, названная в конце «Превосходства», окажется липовой?
Конечно же, нет. Отсутствие ответов легко можно искупить присутствием вдохновения. Но именно с ним-то проблемы в «Ультиматуме» и возникли. Яркий тому пример — автомобильная погоня, ставшая после двух первых частей «фишкой» франшизы. Если в «Идентификации» Борн удирал от преследователей по Парижу на крохотном «Мини», а в «Превосходстве» носился по Москве на желтой «Волге», то в «Ультиматуме» четырехколесную тему оформили на удивление банально. Борна усадили в полицейскую машину и заставили устроить опасный заезд по улицам Нью-Йорка — согласитесь, оригинальностью идея не блещет. Образы, предложенные сценаристами, многослойностью тоже не блистали: если уж на экране директор ЦРУ, то он подлый и мерзкий, если журналист — то горячий и отважный, если убийца — то холодный и расчетливый. Таким, холодным и расчетливым, выглядел весь фильм. Очевидно, что этот не очень искренне взятый аккорд должен был стать финальным в симфонии о Джейсоне Борне.

«Эволюция Борна» (2012)

Бюджет — $125 млн, сборы — $276.1

Джереми Реннер старался, но в сравнении с Мэттом Дэймоном все равно проигрывал.
Джереми Реннер старался, но в сравнении с Мэттом Дэймоном все равно проигрывал.

В оригинале эта картина именуется Bourne Legacy, то есть «Наследство Борна». Наследство оказалось сносным, но прожить на него много лет, как рассчитывали продюсеры, не удалось. Фильм, в котором Борн лишь упоминается, рассказывал об Аароне Кроссе (Джереми Реннер), агенте из другой секретной программы ЦРУ — «Аутком». В картине присутствовали все элементы Борнианы, режиссером выступил борновский сценарист Тони Гилрой, но на выходе зрители получили обычный, хотя и вполне качественный, боевик-однодневку. Реннеру явно не хватало обаяния, чтобы всерьез говорить о возможности продолжить франшизу без участия Дэймона.

«Джейсон Борн» (2016)

Бюджет — $120 млн, сборы (на конец августа) — $347 млн

Борн выглядит усталым и растерянным. Может, пора на покой?
Борн выглядит усталым и растерянным. Может, пора на покой?

Провалив план по замене Дэймона на Реннера, продюсеры вынуждены были пойти на поклон к Мэтту, который после «Ултьиматума» твердо заявил, что возвращаться не желает. «История поисков Борном своей личности закончена!» — говорил он. Ладно, история закончена, но снимать-то надо — спрос есть, фанаты ждут, деньги не пахнут и так далее. В общем, Мэтта удалось убедить. Дав ему в качестве уступок любимого режиссера (все тот же Гринграсс) и звание одного из продюсеров проекта. Увы, совершив этот маленький подвиг, авторы сдулись — не хватило сил даже придумать название, поэтому ограничились вынесением на афишу имени главного героя. Мол, и так сойдет. С сюжетом действовали по схожему принципу — надергав идей из предыдущих фильмов, соорудили историю, которую иначе как вторичной не назовешь. Опять Борн копается в подробностях секретных операций ЦРУ, опять Управление высылает на его поиски высококвалифицированного киллера, опять к Борну прибилась его вечная соратница Никки Парсонс

Джулия Стайлз опять помогает Борну, но про ее с Джейсоном любовную линию почему-то забыли.
Никки Парсонс (Джулия Стайлз) опять помогает Борну, но про ее с Джейсоном любовную линию почему-то забыли.

Образ Ники, к слову, наглядно демонстрирует неряшливость сценаристов, которые в предыдущих фильмах вроде бы вполне качественно склеивали сюжетные ниточки, не упуская ни одной детали. Героиня Джулии Стайлз в «Ультиматуме», как известно, недвусмысленно намекает Борну на романтические отношения, случившиеся между ними до его амнезии, однако в свежем фильме даже полунамек на любовь-морковь отсутствует.
Забыли? Посчитали любовную линию ненужной? Сосредоточились на чем-то более важном? Вот только на чем? Явно не на внятной и захватывающей истории — ее в новой картине просто нет. Главным сценарным достижением с натяжкой можно считать историю об отце Борна, который, как выясняется, имеет к нелегкой судьбе сына прямое отношение. Впрочем, подобный сюжетный вираж попахивает скорее бразильским сериалом, чем культовой шпионской франшизой.

Венсан Кассель на склоне лет решил вдруг стать суперкиллером.
Венсан Кассель на склоне лет решил вдруг стать суперкиллером.

Козырнуть «Джейсон Борн», конечно, планирует тем, что в Борниане всегда делалось с любовью и основательностью — экшн-сценами. 120-миллионный бюджет грохнули, помимо прочего, на лихие мотогонки по Афинам и разрушительные заезды по Лас-Вегасу. В игорной столице мира вообще устроили какой-то автомобильный ад, не имеющий ничего общего с вышеупомянутыми изящными погонями из первых двух фильмов. Грохот, скрежет, куча покореженных, раздавленных и взорванных тачек — авторы берут не выдумкой, а масштабом.
Тем же пытается компенсировать водевильность своего образа и Венсан Кассель, невесть как попавший на роль элитного убийцы, который преследует Борна. Седовласый француз, которому в ноябре стукнет 50, свою неубедительность в образе киллера старается компенсировать свирепыми гримасами и кучей трупов (а вдруг зрители все же поверят в кровожадность Касселя, когда он начнет резать каждого встречного?).
Мэтт Дэймон, однако, тоже не мальчик (актеру уже 45), и на крупных планах, которыми Пол Гринграсс явно злоупотребляет, это отчетливо видно. Поредевшие волосы, усталый взгляд, расплывающаяся фигура, пусть и замаскированная горой специально для фильма приобретенных мышц — Борн, похоже, так долго копался в своем прошлом, что оно начало его всерьез утомлять.Дэймон буквально вымучивает свою партию: мол, еще немножко посуперменю и — домой, где чашечка кофе, теплое одеяло и любимый сериал. Можно согласиться с тем, что Дэймон-Борн все же прошел шпионскую переаттестация, но сделал он это с таким грандиозным скрипом, что мысли о скорой и неминуемой пенсии из головы теперь уже никак не выкинуть.

Мнение о фильме кинокритика Стаса Тыркина можно найти здесь.