КИНО

Советский вестерн: Как снимался «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Советский вестерн: Как снимался «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Мы все смотрели этот фильм. Гениальная музыка Эдуарда Артемьева. Молодые Юрий Богатырев, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын. 27-летний режиссер Никита Михалков в роли красавца- атамана Брылова. «Вон же граница, уходи, не будь же ты кретином! Это надо одному, а не всем!» Один из главных шедевров советского кино на советское кино совершенно не был похож: ничего подобного не снимали ни до него, ни после.

свой-чужой

Никите Михалкову было двадцать с небольшим – он недавно закончил режиссерский факультет ВГИКа, и у него было полно интересных идей. Одна из этих идей: съемки настоящего вестерна. Нормальный советский зритель даже не слышал такого слова, но Никита Сергеевич, имевший доступ к западным фильмам, обожал спагетти-вестерны с Клинтом Иствудом, и был уверен в том, что это универсальный жанр, главное, придумать, как его адаптировать к нашей истории.

Это оказалось довольно просто. Сценарист Эдуард Володарский прочитал в газете статью про эшелон с белогвардейским золотом, который долго переходил из рук в руки, пока не попал к «красным». Из статьи вышла целая приключенческая повесть под лихим названием «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком». Поскольку тема Гражданской войны считалась вполне благонадежной, Михалкову дали «добро» на съемки, не подозревая о том, что романтики вестерна в фильме окажется гораздо больше, чем патриотизма и исторической достоверности.

Собственно, это фильм о мужской дружбе, которая проходит испытание не только огнем, но и медными трубами. Михалков обладал потрясающим чутьем на интересные лица и по-настоящему талантливых людей. Главные, и не очень главные роли сыграли у него Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров, Константин Райкин. Для кого-то (как и для самого режиссера) это был дебют, абсолютно для всех – стремительный взлет к славе.

Михалков видел в своих актерах то, что даже они сами в себе не подозревали. Тихий интеллигент Юрий Богатырев стал у него самым сильным персонажем, чекистом Шиловым. Известно, что это была роль «на сопротивление» — и дело даже не в том, что для роли Шилова Богатыреву пришлось похудеть и научиться ездить верхом. Он просто органически не признавал насилия, и сцену, где он бьет по лицу героя Кайдановского, не могли снять на протяжении множества дублей. «Я просто не могу», — говорил Богатырев. В конце концов Михалков вышел из себя: «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!»

Большая часть фильма снималась в Чечне – ее посоветовал Михалкову друг семьи, Махмуд Эсамбаев. И, действительно, с природой в Чечено-Ингушской АССР был полный порядок. Вот только с местными пришлось драться «стенка на стенку»: это был своего рода ритуал, без которого никакие съемки были невозможны. Зато показав себя в драке, москвичи стали пользоваться расположением местных – от желающих сниматься в массовых сценах не было отбоя. Никита Сергеевич до сих пор вспоминает, как один из тех добровольцев поинтересовался: «Вы нам оружие дадите, или со своим приходить?»

Вообще, съемки «Чужого…» напоминали веселое мальчишеское хулиганство. Пороховщиков с Солоницыным распивали ежедневную дозу «коньячного напитка», закусывая рыночными баклажанами. Райкин сам прыгал в ледяную воду с 12-метровой скалы, отказались от дублеров Кайдановский и Богатырев… Именно на съемках Михалков сделал предложение манекенщице Татьяне – расписались они в ЗАГСе Грозного, и там же, на съемочной площадке, отгуляли свадьбу. Даже музыку к фильму, ту самую, великолепную мелодию, что звучала на церемонии закрытия в Олимпиады в Сочи, и которая знакома с первых аккордов каждому взрослому человеку, была написана Эдуардом Артемьевым за один присест. «Я просто сел, и сыграл».

Иногда так бывает – из юношеского хулиганства и романтической легкости получается настоящий шедевр. Драки, погони, потертые кожаные куртки, растянутые свитера, игра света и тени – все это, само собой разумеется. Но еще тонкая драма об утраченных иллюзиях, поиски смысла жизни, вера в друзей и моральные принципы. «Дайте русскому мальчику карту звездного неба, и на следующий день он вернет ее вам исправленной», — говорил Достоевский. Вот так и Никита Михалков переписал правила «легкого жанра», создав первый в истории вестерн для советской интеллигенции.

Комментарии (всего 90)
  1. Леонардо

    Извиняюсь за пропавшие в тексте буквы, но хотел бы добавить, что тем, которые ничего слаще моркови не ели, зарубежный хрен тоже сладким фруктом кажется. У Клинта Голливудовича Иствуда много проходных ролей и не забавных фильмов, но этот артист и режисер сделал себя сам, в отличие от Совковича, которого вылепила семья советского барина-баснописца Сергея Владимировича МихАлкова, написавшего (аж!) 4 варианта либретто Вашего пафосного и абсолютно ложного гимна. Плясать надо от печки, а не от барских амбиций!

  2. Леонардо

    Гениальнее экранизации романа Станислава Лема «Солярис», Андреем Тарковским в советском кинематографе нет. Это мастер мирового уровня. А ремесленнику Никите Совковичу Михалкову я желаю когда-нибудь снять настоящий фильм, а не реплики западной культуры. В этом смысле успешнее его брат, Кончаловский, снявший 300 спартанцев, а та я ничего против него не имею — обычный, шустрый, околовласти функционер. В это вся причина его недозрелости.

    1. Дядя Вася

      Интересуюсь, почему успешный Кончаловский снял 300 спартанцев под псевдонимом Zack Snyder?

  3. татьяна

    Абсолютно искренне. Самый любимый фильм. Обожаю. Закачан у меня на всех гаджетах.

  4. Сабит

    Никита Михалков- гений! как впрочем и Андрей Макаревич и многие др. в России. но вы их почему-то не любите. а мы, казахи, их любим и ценим!

  5. КАРИАТИДА

    ТЕМА гражданской войны, ЧК избитая. Фильм снят в необычной для советского кино манере. Замечательный актёрский ансамбль, великолепная игра в первую очередь А.Солоницына, А.Калягина, А.Кайдановского, Ю.Богатырёва, А. Пороховщикова, К.Райкина, С.Шакурова сделали фильм первоклассным.

  6. марина

    прекрасный фильм о молодости.в нем все прекрасно

  7. марина

    прекрасный

  8. москвич

    Вся жизнь Никиты прошла перед глазами народа, начиная с фильма «Я шагаю по Москве», а иные злопыхатели прячут свое прошлое и выпрыгивают неизвестно откуда с хреновыми фильмами. Михалкову Н. РЕСПЕКТ !!!!

  9. Владимир

    Появление Михалкова на ж/д полотне в широкополой шляпе, преградив продвижению поезда, напоминает американский вестерн 1966 года «Золотая пуля». Там тоже персонаж Малыш свой среди чужих, внедряется в банду… Та же манера поведение самоуверенного супермена, ну а остальное привязано к нашей действительности того времени))

  10. Андрей с Ленинского

    Автор приврал как водится что фильмов такогт жанра нп было ранее.
    Никто тут не упомянул фильмы Тиграна Кеосаяна о Неуловимых. Что касается Михалкова то в последнее время его сильные работы как 12 сочетаются с откровенным маразмом и фальстификмцией на потребу запада.
    А как ещё иначе назвать фидьмы Утомлюнные солнуем 2 и 3? Ну голимая туфта.
    И это его обожествление самодержавия…ну как прямо было всё хорошо…вот только революция случилась:)

    1. Андрею с Ленинского

      «Неуловимых» и «Корону Российской империи» снял ЭДМОНД Кеосаян, отец Тиграна. А так Вы правы, первый советский «ostern», где не было еще профессиональных каскадеров и все трюки молодые актеры исполняли сами. Потрясающая трилогия! Мой самый любимый фильм для детей!

  11. еще раз Сергей

    Ка-кая дискуссия, однако! Но, если по гамбургскому счету, без ремейков, режиссерских «фишек» и прочих пробников, у молодого и зрелого Никиты есть два выдающихся фильма: «Неоконченная пьеса» и «Урга» — соловьиная песня и космическая философия. Об остальном можно спорить.

  12. Кинокритик

    Про комментарии :Когда встречаются два японца , их разговор становится похож на разговор двух людей , идущих сквозь джунгли и помогающих друг-другу пройти , прорубая мачете дорогу собрату .
    Когда встречаются двое русских , их разговор становится похожим на разговор двух ненавидящих друг — друга жуликов , готовых в любую минуту предать и напакостить друг — другу .
    А фильм очень хороший !

  13. Прусов Н.С.

    Знаете почему ваш Михалков «никто» и звать его «никак»? Потому что вне вашего Совка его никто не знал и не знает. Сделал карьеру на имени своего отца, который, в свою очередь, сделал карьеру на предательстве Русского Мира и лизоблюдстве перед большевиками.
    Сравнивать Михалкова с гениальным Клином Иствудом может только недалекое совковое дерево, которое что ему втюхали — то и скушало!
    Нашли аристократа! Может и хамоватый барин, но никак не аристократ. Хамоватый барин и Аристократ — не одно и то же!

    1. Ася

      Сравнивать гениального Михалкова со всегда однообразным Клинтом Иствудом может только,как правильно заметил дядя Вася, человек преклоняющийся перед всем,на чем стоит лейбл Made in.Неважно
      какого качества этот продукт или явление.

    2. Нина

      Ну что за холопское сознание! Читайте Грибоедова » Горе от ума » : » Зачем же мнения чужие только святы?» . Вы , батенька, холоп американский.

      1. Дядя Вася

        Ниночка, слово «сарказм» вам ничего не говорит?

    3. Дядя Вася

      А Клин(блин!)Иствуд — уж точно Аристократ! Потому как не совок!

  14. Диана

    «Мы все смотрели этот фильм.» — я не смотрела.

    1. Софа

      Я Вам немного завидую- хотелось бы быть на Вашем месте и вновь открыть для себя этот фильм

  15. Нина

    В преамбуле не та фраза вынесена .Лучше то, что дальше :» Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне». И ответ: » Потому что ты —жадный, а даже Бог велел делиться».

    1. Ася

      А еще дальше- «Ротшильд хренов». И это действительно яркая концовка диалога.

  16. Марина Баварова

    «Чужой» — режиссер Даниелянц

  17. Дядя Вася

    Слишком много ахинеи в статье.
    «Нормальный советский зритель даже не слышал такого слова(вестерн)» — слышал, ещё как слышал. Достаточно вспомнить «Сыновья Большой медведицы» и другие вестерны производства ГДР-Югославия
    «Один из главных шедевров советского кино на советское кино совершенно не был похож: ничего подобного не снимали ни до него, ни после» — враньё. Вспомните «Белое солнце пустыни»,»Шестой» и проч.

    1. Xoxol

      Точно. «Белое солнце пустыни» как раз подходил под категорию вестерна. В одной из тогдашних статей его даже определили как «истерн». Т.е., если советский человек не знал, что такое «вестерн», то как он мог догадаться что такое «истерн»? Чушь, в общем.

    2. Марина Баварова

      Но не знали, что это в жанре вестерн ) Говорили: фильмы про индейцев или экранизация романа

  18. Павел

    Читаешь эти посты, вернее половину из них и думаешь — что мы за российский народ такой!? Зависть и предательство у нас в крови что ли? Михалков гениальный человек во всех своих проявлениях. У каждого режиссера есть фильмы чуть лучше или чуть хуже, как у каждого человека его работа получается по разному. Нет пророка в своем Отечестве — это про нас. Надо уметь быть благодарным великим людям современности еще при жизни, а не ходить и кланяться только их памятникам. Любить надо свою страну и своих выдающихся людей, а не завидовать тому кто смог подняться выше или больше ЧЕСТНО!!! заработал

    1. Olga Laskoya

      На все 100% согласна с Вами, Павел. Прежде , чем что то комментировать, а тем более критиковать, себя, свои успехи проанализируйте. И уже со своей «башни» вещайте. Надо любить и ценить то, что сделал кто то для нас, для Родины. Михалков, однозначно, талантливый человек!

    2. Марина Баварова

      Согласна.

  19. Ев

    Прекрасный фильм! Но еще больше люблю «Неоконченную пьесу для механического пианино»!

    1. Марина Баварова

      И «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»! Там эапахи, звуки, пространство тебя окружает, ты внутри! Офигенный фильм!

  20. Прусов Николай

    У меня Михалков вызывает отвращение. Заигравшийся в аристократа плебей. Либерал, изображающий из себя державника!
    Его современные высказывания просто таки вынуждают пересматривать отношение к его творчеству:
    «Ах вот что он имел в виду! Так он не играл в «Униженных и оскорбленных»? Он и правда думает, что сильный имеет право… эээ… пнуть слабого?»

    1. Канитель

      Он не плебей — у него дворянские корни

    2. Марина Баварова

      Только колхоз может считать Михалкова плебеем. Он аристократ — по рождению, патриот — по духу, гений — по творчеству.

      1. Наталья

        Поддерживаю 100%. Михалкова можно не любить, но говорить, что он «никто» и звать его «никак» может только закомплексованный неудачник.

    3. нина моськина

      это ты Коля изображаешь из себя умника и вызываешь отвращение

    4. Нелли

      Его можно не любить. Но к плебеям он отношения не имеет.

  21. Alina

    У Михалкова много отличных фильмов. «Чужой…» один из лучших.

  22. Сергей из Горловки

    Странно, почему Ольга Маршева в своей заметке ни разу не упомянула Калягина. Хоть и маленькая роль, но сыграна блестяще.

  23. же-щина

    Фильм-для людей с определенным началом и воспитанием.
    Как впрочем.и все филмы Михалкова.Хоть кино-самое массовое из искусств,но и в нем есть подразделения на высший ,средний и прочий свет

    1. да

      Вы абсолютно правильно заметили, Михалков снимает свои фильмы не для быдла.

  24. С Урала

    Прослушала композицию, действительно, музыка проигрыша очень похожа на музыку из фильма.

  25. Андрей

    Время показало, есть два фильма в этом жанре: «Белое солнце ….» и «Свой среди чужих…» Что спорить, надо смотреть и наслаждаться работой операторов, актеров и конечно работой режиссера. И надеяться, что может быть появятся достойные этих работ новые ленты. «Я так думаю «- это правда из Мимино.

    1. Марина Баварова

      Ну почему же только два? Есть и «Офицеры», можно еще припомнить. Советское кино — очень талантливое.

  26. Вит

    Предлагаю Дж.Камерону сделать римэйк этого фильма под названием «Чужой-3»

  27. Мурат

    Михалков великий режиссер. А критиканствовать любой может

  28. Просто

    Михалков действительно талантлив, он лучший режиссёр России, абсолютно все его работы великолепны, что бы там не верещали завистники и дураки. Конечно, в становление его личности сыграло происхождение, творческое окружение. «Барин» не живёт, он только работает, работает, работает, зато его имя уже при жизни вписанно золотыми буквами в историю российской кинематографии.

  29. 12345

    Фильмец так себе, Райкин там сам себя сыграл хорошо.

    1. Ворчливый Ворчливый

      Знаток Райкина? Специалист по фильмецам?

  30. Зурзмансор

    У Михалкова есть еще один мощный фильм, бытовая драма «Без свидетелей». Всего два героя, которых играют Михаил Ульянов и Ирина Купченко. Ничего сильнее на эту тему я не видела.

    1. Софа

      я с Вами согласна

  31. Lola

    Зачем женился на этой дуре испортил себе жизнь только. Дети некрасивые и неталан ливые сама никакая и сейчас только смех вызывает. О чем он бумал — только отом что чуть чуть похожа на Вертинскую.

    1. Марина Баварова

      Какое право вы имеете ковыряться в личном чужого вам человека! Не подавитесь семечками! Хотелось бы увидеть вас, ваших родителей, братьев-сестер и ваших детей, чтобы пройтись тем же катком.

    2. Нелли

      Пишите грубости и глупости. Дети не красавцы, но и не страшные, а главное очень приятные и воспитанные люди. И жена — нормальная женщина, бантик на голове нелепый, но уж никакого смеха не вызывает ни с бантиком, ни без него. На Вертинскую она, кстати, никогда похожа не была.

    3. Эмъ

      Кто же думает, когда перед ним красивая женщина? :) Там работают другие законы.

    4. Манон Леско

      Он ине думал, он просто был влюблен

  32. Татьяна

    фильмы Михалкова не на один день, как многие «шедевры» сегодняшнего дня

  33. Мое мнение

    А разве спрагетти-весртерн имеет отношение к Клинку Иствуду? В США эти вестерны снимали очень задолго до Иствуда — это только для нас он олицетворение подобных фильмов. А вот итальянцы у себя в Италии копировали голливудские фильмы на эту тематику. Матчасть надо знать.

    1. Гостья

      жанр вестерн существует ещё со времён возникновения кино, понятие спагетти-вестерн возникло благодаря Серджио Леоне, итальянскому режиссёру, снимавшему как раз в своих итальянских вестернах Клинта Иствуда. А ещё благодаря спагетти-вестернам мы наслаждаемся великолепной музыкой Эннио Морриконе

      1. Сергей из Горловки

        Ваша правда, сударыня. Сержио Леоне снял несколько классных вестернов, и самый лучший из них — «Хороший, плохой, злой», он же — самый лучший вестерн вообще.
        А ещё Леоне снял один из самых лучших фильмов — «Однажды в Америке».

        1. Москва

          Да и еще раз да. «Однажды в Америке» один из лучших фильмов!!!

  34. гость

    обычный советский фильм.я не увидел в нем ничего особенного.когда смотришь фильм где снимаются дети вот это шедевр.

    1. Ворчливый Ворчливый

      Надеюсь, ничего противозаконного?

  35. Calvera

    За основу гениальной музыки Эдуарда Артемьева взята гениальная песня британской группы Procol Harum a Whiter Shade of Pale.

    1. Кинокритик

      Две композиции совершенно не похожи .

    2. Дмитрий Рязанцев

      А ведь Вы правы. Темы очень похожи. Но и различий тоже много.

    3. Эмъ

      А вы уверены? Переслушайте, плиз, чтобы не писать глупости. А то так и Вставай страна огромная можно подвязать к творчеству Битлз.

    4. Гостья

      со слухом у вас, батенька не порядок

  36. ирина

    » Одна из этих идей: съемки настоящего вестерна. Нормальный советский зритель даже не слышал такого слова, » Нормальный советский зритль прекрасно знал слово «вестерн» и охотно им пользовался.Одним из самых любимых был «Великолепная семерка» с Юлом Бринером.
    Не нужно представлять советских зрителей какими-то пещерными людьми.Они были гораздо более образованными и эрудированными чем современный зритель

    1. Сергей

      и пишущий журналист

  37. Поклонник

    Я шагаю по Москве снимал не Михалков.Он просто сыграл в нём одну из главных ролей.

  38. В.О.Ван

    Я не большой поклонник Михалкова, больше даже,не поклонник. Но Чужого смотрю с большим удовольствием.Правда для этого,что бы понять,потребовалось три(три ,Карл) года. А «вестерн» точнее «остерн» был и раньше — непревзойдённый «Белое солнце …»

  39. Радмир

    На самом деле у Михалкова только 2 хороших фильма, «А я иду, шагаю по Москве» и «Чужой»….

    1. дядя Вова

      Радмир,учиться, учиться и учиться!

    2. Лана

      Вы не знаток истории кинематографа. ..

    3. Кира

      «А я иду…» фильм Данелии

  40. Аноним

    Единственный хороший фильм у Михалкова

    1. Да уж ...

      Такой же БРЕД, прославляющий себя любимого, как и все остальные «шедевры»!

    2. Андрей Соколов

      У Михалкова все фильмы гениальны-до 1991 года.Последний-Утомлённые солнцем,дальше к сожалению-кризис.

    3. Елена

      Пять вечеров посмотрите ! Вы, вероятно, больше ничего не смотрели?

    4. игнат

      Михалкова традиционна зажирают педставители одной нации, которых с излишком в кинематографе. Они пиарят любую ботву снятую соотечественником и русских зажирают при любой возможности.

      1. Вася

        Он сам представитель этой нации, которая всех зажирает, сожрёт и себя в конце концов. Скорей бы.

        1. Ворчливый Ворчливый

          Гуляй,Вася…

    5. Ольга

      Единственный?! А «Пять вечеров»? А «Раба любви?» А «Угра — территория любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,»12″, оскаровский «Сибирский Цирюльник»? Мне еще понравился «Солнечный Удар». Вы, наверное, черезчур гурман, батенька.

      1. Анна

        А я обожаю «Родню». Могу пересматривать этот фильм снова и снова.

        1. Москва

          Да!!! Таких фильмов мало, Мы смотрим с сыном и говорим, это наша бабушка, особенно финальная сцена с ведром.

      2. ольге

        ну какой гурман..Он неуч просто,кроме драк и погонь ничего не смотрящий..А вы Раба любви ему советуете..

  41. Сергей

    Очень хорошо помню представление этого фильма молодым Никитой в к/т «Литва» — это была Мекка интеллектуальной студенческой элиты МГУ. И Никита удивил: свое выступление уложил в несколько секунд, сказав, что как только Зритель видит кого-то между собой и экраном, тут же хочет ему с’ездить в ухо. Приятно вспомнить и Никиту молодого, да и себя заодно. Спасибо за публикацию.

    1. тоже Сергей

      А мы посмотрели фильм в самое лучшее время — в Крыму в 79-м, после того, как с моей любимой девушкой подали документы в ЗАГС, и я умчался к двум друзьям в Феодосию отмечать окончание МГУ. Фильм смотрели на какой-то простыне и спорили всю ночь не о романтике революции, а о том имел ли право Михалков играть в джинсах. Ну вот уперлись в эти чертовы джинсы и все тут. Один из моих коллег подвел итог уже утром:»Помните, что полковник Сергеенко запрещал нам приходть на военку в штанах американских свинопасов?!» Поржали и заснули. Приятно вспомнить.

или войти с помощью: 

Показать ещё (87)
Комментировать