КИНО

Последнее лето детства

Последнее лето детства

Историй о первой любви было снято великое множество, но лишь единицы из них оставляли свой след в целом поколении. «Сто дней после детства» — фильм Сергея Соловьева, как раз из таких. Это фильм тех, кому сейчас около сорока, фильм «последней советской интеллигенции», прекрасное воспоминание о том, какими мы были, и какими хотели стать.

«Сто дней после детства» — это три летние смены в пионерском лагере, под названием «Лесной остров», в котором по чистой случайности оказались двое одноклассников, Митя Лопухин и Лена Ерголина. Первая любовь настигла Митю, как бунинский «солнечный удар»: «Что я, дурак, что ли? Это же Ленка Ерголина, я ее тысячу лет знаю!». Первое чувство редко бывает ответным, и случай Мити – не исключение. Но тут важен сам «процесс», тем более, что любовная лихорадка охватила не его одного: Лена Ерголина влюбилась в поверхностного красавчика Глеба Лунева, а к самому Мите начинает испытывать глубокие чувства другая девочка, «серая мышка» Соня Загремухина.

82490[1]

И все это на фоне, скажем так, нетипичном для советского пионерского лагеря. Потому что «Лесной остров» располагается в старой дворянской усадьбе, с заброшенной купальней, и полуразрушенным амфитеатром. Здесь пионервожатый Сережа, скульптор по профессии(!), показывает своим детям по вечерам не кино, а портрет Джоконды, а местный драмкружок ставит «Маскарад» Лермонтова. Здесь подростки устраивают дуэли, а девочки плетут венки, как на картинах Боттичелли. Здесь Лопухин, «рыцарь печального образа», интересуется, не похож ли он на осеннюю птицу-подранка, а влюбленная в него Соня говорит: «Ты дурак, Лопухин, потому что я люблю тебя больше всего на свете…»

Это самый романтичный фильм Сергея Соловьева – возможно, потому, что снял он его в 28 лет, когда его собственные «сто дней после детства» были еще не забыты. Да и к тому же, любовь, как тот самый солнечный удар, застала его во время съемок: молодой режиссер влюбился в свою актрису, 13-летнюю Таню Друбич.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Это, конечно, было, запретное чувство – даже при том, что «Лолиту» Набокова» в СССР еще не читали (ее разрешили только 15 лет спустя, когда Друбич и Соловьев были уже женаты). Кроме пионерского возраста Татьяны было и еще одно препятствие: Соловьев был несвободен, а его жена ждала ребенка. Но что можно поделать, если жизнь так точно скопировала искусство?

А ведь Сергей Александрович не хотел брать Таню Друбич на главную роль. Он искал, по его словам, «тринадцатилетнюю Купченко» — так поразила его воображение актриса, только что сыгравшая в «Дворянском гнезде» Кончаловского. Ассистенты довольно быстро вышли на Таню, но Соловьев посчитал, что Друбич на Купченко совсем непохожа, и поэтому не подходит. Было отсмотрено около сотни других девочек, пока не отсняли первую сцену с Ерголиной. По словам режиссера, с первой же минуты ему открылось главное качество Друбич, «ее фантастическая не фальшивость». Друг Соловьева, фотограф Владимир Плотников, заметил другое: «После Иры Купченко не встречалось мне до такой степени печально-нездешнее лицо девочки-женщины. Ее как будто запекшиеся губы, трагический разрез глаз, таящих испуг. Как у Бродского: «Хлопок – и бабочка взлетит».

558196_10151043986643703_1683067958_n[1]

Что касается лагеря «Лесной остров», то здесь тоже не было никакой фальши. Фильм снимали под Калугой, неподалеку от деревни Андреевское Перемышльского района. В этом месте было расположено целых девять пионерских лагерей, в которые детей отправляли даже до войны – местные называли его «Андреевский куст». Кстати, продолжают отправлять до сих пор – правда, там уже нет ни купален, ни амфитеатра, зато можно найти гипсовые фигуры советских пионеров.

Единственное «звездное» лицо в «Ста днях…» — это пионервожатый Сережа, 32-летний Сергей Шакуров (позже он снимется еще в двух фильмах Соловьева). Но в том то и дело, что героям этой истории ни в коем случае не нужно быть «узнаваемыми» – наоборот, они должны быть такими же, какими были мы в четырнадцать-пятнадцать лет. Поэтому «вечной девочкой» осталась Таня Друбич – даже сквозь прожитые годы в ней безошибочно узнается тихая умница Лена Ерголина. Поэтому мы вряд ли узнаем в актрисе Ирине Малышевой Соню Загремухину, и большим сюрпризом окажется, что романтик Митя (Борис Токарев) вырос, и стал одним из самых узнаваемых актеров дубляжа – его голосом говорят актеры «Сумерек». «Хоббита», «Великого Гэтсби».

7edde7dd59764198e7a8560d4bb[1]

Так ли уж важно, сколько лет сейчас этим актерам, и как они выглядят? В нашей памяти они навсегда останутся вчерашними восьмиклассниками из лагеря «Лесной остров», которые поедают компот из консервированной вишни, признаются друг другу в любви, и танцуют на вечерней дискотеке под «Изабель» Шарля Азнавура. «Давайте просто запомним это лето. Просто запомним, вот и все».