КИНО

Чебурашка отмечает 50-летие!

Чебурашка отмечает 50-летие!

Забавные факты о юбиляре, который в августе разменяет шестой десяток.

Гена и Чебурашка

Начинаем славить юбиляра! В этом году Чебурашка отмечает 50-летие. И за эти годы он успел объехать почти весь мир, заметно возмужал и даже… поседел. «Комсомолка» собрала семь самых интересных фактов о любимом герое советского детства.

Девочка в маминой шубе

Конечно же, всех волнует вопрос — откуда же взялся этот странный зверек. Автор книги «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский в предисловии, «которое необязательно читать», дает вполне развернутое объяснение: в детстве у него была странная игрушка (видимо, бракованная), похожая то ли на зайчика, то ли на медвежонка. Это и есть — предок Чебурашки.

"Папа" Чебурашки - писатель Эдуард УСПЕНСКИЙ

«Папа» Чебурашки — писатель Эдуард УСПЕНСКИЙ

Впрочем, позже автор сказал, что предисловие было придуманно. А на свет появилась другая интересная и малоизвестная версия. Писатель как-то был в гостях. Дочка приятеля нарядилась в пушистую мамину шубу и очень хотела красиво продефилировать по квартире. Но ножки путались в полах шубы, и малышка все время падала. «Опять чебурахнулась», — со смехом заметил отец. И в голове Успенского тут же сложился образ мохнатого пушистого малыша, который все время «чебурахается», то есть падает.

Размер ушей имеет значение

Между прочим, полюбившийся всем образ Чебурашки таковым получился далеко не сразу. По описанию автора зверек был с длинным хвостом, глазами, как у филина, а про уши ( и уж тем более их размер) вообще речи не шло. Судя по первому эскизу, Чебурашка был больше похож на бобра или обезьянку.

Милый сердцам советских детей образ придумал мультипликатор Леонид Шварцман. Интересный факт, что Шварцман — левша. Так что Чебурашка по идее был нарисован «одной левой».

— В 1966 году Качанов пригласил меня к себе, и так я попал в кукольную мультипликацию. Первая наша работа, «Потерялась внучка», вышла очень симпатичная. После этого была «Варежка», я считаю — лучший фильм, который мы создали вместе, — вспоминает «мультипликационный папа» Чебурашки. — Пять месяцев — подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью.

Таким Чебурашка впервые предстал перед читателями в первом выпуске книги про Гену и его друзей.

Таким Чебурашка впервые предстал перед читателями в первом выпуске книги про Гену и его друзей.

Дессидентское прошлое

Между прочим, «карьера» Чебурашки была какое-то время под большим вопросом. Книгу про крокодила Гену хотели завернуть. Ну как порядочный «советский крокодил» может искать друзей по объявлению? Наши люди… точнее, крокодилы, выстраивают дружеские отношения в трудовом коллективе. А Чебурашка никак не смахивал на «настоящего пионера». Но потом замечания все-таки сняли.

— Мои произведения – это проповеди, — рассказывал в интервью Успенский. — Крокодил Гена — это проповедь о том, что есть животные и они полноправные члены сообщества на Земле.

Карьера с легкой руки «Комсомолки»

Стать звездой Чебурашке тоже помогла чистая случайность.
— Роман Качанов, хотел заручиться поддержкой зятя Хрущева, Алексея Аджубея. И попросил его написать нам сценарий, — вспоминал Шварцман. — Аджубей тогда работал главным редактором «Комсомольской правды», бывал во многих странах, в Африку часто ездил, и в 1969-м написал нам сценарий, «Соперники». О футболистах-африканцах и каких-то чудищах.

Мы начали делать этот фильм, Аджубей стал заходить на студию, а Качанов — к Аджубею, у которого было двое маленьких сыновей. И как-то в гостях Качанов увидел, что они увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм».

Он же Плумпс, он же Дрюттен

Есть подозрение, что Чебурашка — настоящий спецагент. Мало того, что в Россию он «внедрился» в ящике с апельсинами. Но он успел побывать и в других странах. Причем в каждой он меняет «паспортные данные». В Ангдлии его зовут Топл (забавно, но название ракет «Тополь–М» англичане произносят так же), в Германии — Куллерьхен или Плумпс, в швеции Дрюттен, в Финляндии Муксис.
А самые преданные поклонник Чебурашки — японцы. Они зовут его ласково Чеби. В 2003 году на Токийской международной ярмарке анимации японская фирма приобрела у Союзмультфильма права на распространение в Японии мультфильмов о Чебурашке до 2023 года. Было снято 26 серий аниме «Cheburashka Arere», переснят мультфильм «Крокодил Гена», а также еще два новых мультика «Чебурашка и цирк» и «Советы Шапокляк».

Белый, синий, красный…

Чебурашка с годами «помоднел» и увлекся частыми сменами имиджа, к чему многие до сих пор не могут привыкнуть. «Пятидесятилетний малыш» стал талисманом нашей олимпийскй сборной. В этом качестве он впервые выступил в Афинах в 2004 году. Художник Леонид Шварцман на Красной площади лично вручал нашим спортсменам Чебурашку. Съездив за границу, Чебурашка решил, что пора бы ему поменять имидж. И к Олимпийским играм в Турине он «поседел» — его мех прекрасили в белый цвет. В Пекин он поехал в модной красной шубе. А в Ванкувер — в синей.

На День рождения никто не приходил

Недаром Чебурашка в песенке жаловался, что на День рождения к нему никто не приходил. Потому что долгое время конкретной даты, когда же все-таки он появился на свет, просто не было. С годом-то возникает путанница — в книге Чебурашка появился в 1966 году, а его мультипликационный образ, в котором его и полюбила советская детвора, — в 1968-м.

Определиться помог Эдуард Успенский. С 2003 года в Москве стала проводиться благотворительная акция для детей-сирот «День рождения Чебурашки». Через два года Успенский предложил, что пусть и официальной датой рождения малыша будет 20 августа.

Леонид Шварцман: «Чебурашка очень нравится женщинам»

Художник Леонид ШВАРЦМАН нарисовал Чебурашку таким, каким он полюбился советским детишкам.

Художник Леонид ШВАРЦМАН нарисовал Чебурашку таким, каким он полюбился советским детишкам.

— Конечно же, это один из самых любимых и популярных персонажей. И для меня, как для художника, создать такой образ — это большая удача. Я отношусь к нему с нежностью, так как рождался он в муках (смеется). Персонаж необычный, ни на кого не похожий, как говорится в книге: «Неизвестный науке зверь». Но он получился не симпатичной зверушкой, а милым ребенком. И поэтому очень нравится детишкам. И женщины его очень любят.

— А автор книги как-то участвовал в создании этого образа? Чебурашка же получился не совсем таким, каким его описывал Успенский.
— Он идею одобрил. И Чебурашка ему понравился, когда он увидел фильм. Если посмотреть первое издание книги, там есть иллюстрации, и Чебурашку рисовали тоже. Но, на мой взгляд, он получился не очень симпатичным . Когда мы работали над фильмом, мы много раз перерисовывали эскизы с Качановым, я работал дома, и он частенько заходил. Но Эдуард Успенский не заходил ни разу и в обсуждении образа никак не участвовал. Но он вместе с Качановым писал сценарий.

А это - первый эскиз, нарисованный Леонидом ШВАРЦМАНОМ. Позже Чебурашке уменьшили хвостик

А это — первый эскиз, нарисованный Леонидом ШВАРЦМАНОМ. Позже Чебурашке уменьшили хвостик

— Вы сейчас еще рисуете?
— Для себя рисую. Или если просят близкие друзья. Недавно сделал серию рисунков для органистки Екатерины Мельниковой. Во время ее выступления они проецировались на экран. Но сейчас, конечно, все это для меня уже сложно, возраст, как выф понимаете, не тот (смеется).

— А современной мультипликацией интересуетесь? Что думаете о нынешних героях? О покемонах, например?
— Лет восемь назад я еще ездил на мультипликационный фестиваль, который проходил в Суздали. И там были работы, которые мне очень нравились, и я их с большим удовольствием смотрел. Например, цикл «Сказки народов России». Но в последние годы уже не езжу. Поэтому о современных героях мультфильмов знаю мало. Но, то, что иногда удается увидеть мельком по телевизору… Скажем так, мне активно не нравится. Это недобрые герои, они пошлые. И я считаю, что детей на этом воспитывать нельзя.

Комментарии
или войти с помощью: