КИНО

5 запрещённых советских фильмов

5 запрещённых советских фильмов Кадры из фильмов

В СССР снимали кино не только по госзаказу. Некоторые отважные советские режиссёры не желали становиться частью системы — в своём творчестве они затрагивали те темы, которые по-настоящему их волновали. Разумеется, что фильмы, шедшие вразрез с вектором развития искусства, который был определён КПСС, на долгие годы отправлялись на полку. Teleprogramma.pro вспомнила 5 советских картин, которые были запрещены к показу на широком экране.

«Тугой узел» (1956 год, режиссёр Михаил Швейцер)

Тугой узел
Кадр из фильма

Эта картина была снята по мотивам повести Владимира Тендрякова. После того, как фильм был готов, комиссия, которая просматривала все художественные картины, которые снимали в СССР, признала «Тугой узел» идеологически вредным и отправила эту ленту Швейцера на доработку. За фильм заступились некоторые известные советские литераторы, такие, как, например, Константин Паустовский, Александр Твардовский и Константин Симонов. Однако их мнение не было учтено, когда комиссия выносила своё решение. И Тендрякову и Швейцеру инкриминировали клевету на советскую действительность, мрачное и неправдоподобное описание деятельности общественных активистов молодой страны Советов. После радикальной переработки фильм вышел в ограниченный прокат в 1957 году под названием «Саша вступает в жизнь». После этого фильм окончательно запретили и отправили на полку. Оригинальная версия картины была восстановлена лишь в 1989 году. Отметим, что в главной роли в фильме «Тугой узел» дебютировал Олег Табаков.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967 год, режиссёр Андрей Кончаловский)

История Аси Клячиной
Кадр из фильма

Трогательная натуралистичная лента Кончаловского не смогла пройти советскую цензуру. Постановщик задействовал в съёмках непрофессиональных артистов — обычных жителей глухой деревни. На экране жизнь и проблемы простого народа тесно переплетаются с советской действительностью. Чиновникам категорически не понравилось настроение фильма. Упадок, нищета и безыдейность, в которой существовали деревенские люди в нашей стране в то время была настоящей правдой жизни, изображение которой никак не вписывалось в идеологию. Сам режиссёр рассказал, что тогда правда была исключена даже из документального кино. «История Аси Клячиной» стала неким вызовом обществу, которое привыкло жить в полном неведении и лжи. Именно поэтому ленту было решено запретить. Отметим, что картина вышла в прокат лишь в 1987 году.

«Комиссар» (1967 год, режиссёр Александр Аскольдов)

Комиссар
Кадр из фильма

Главные роли в фильме «Комиссар», посвящённом событиям Гражданской войны, исполнили Нонна Мордюкова и Ролан Быков. Отметим, что картина вызвала недовольство властей ещё на стадии производства. Была собрана специальная комиссия, которая приняла решение приостановить съёмки. По итогам заседания Александр Аскольдов был отстранён от работы и уволен со студии. Картина была признана специалистами самой антисоветской за всю историю кино в СССР. В ней звучит музыка Шнитке, а оператор Валерий Гинзбург использовал во время работы авангардные приёмы, которые в Советском Союзе были не в почёте. Режиссёру предложили внести в ленту поправки, но он отказался. Тогда его исключили из партии. Аскольдов больше не снял ни одного полнометражного художественного фильма. Картину «Комиссар» показали впервые лишь в 1987 году. Фильм стал победителем многих престижных фестивалей.

«Проверка на дорогах» (1971 год, режиссёр Алексей Герман)

Провека на дорогах
Кадр из фильма

Картина «Проверка на дорогах» была снята Германом в рекордно короткие сроки. Режиссёр известен тем, что снимал большинство своих картин очень долго, тщательно выверяя каждый  кадр. После того, как создатели показали фильм на худсовете, было принято решение отправить его на полку. Комиссия признала картину лживой и опасной. После окончания производственных работ было 14 лет забвения. Премьера «Проверки на дорогах» состоялась в 1985 году. Отметим, что в основу сюжета фильма легла повесть отца режиссёра, Юрия Германа. Писатель считал это своё произведение неудачным и всячески отговаривал сына, снимать по книге кино.

«Интервенция» (1968 год, режиссёр Геннадий Полока)

Интервенция
Кадр из фильма

Генадий Полока получил заказ на экранизацию пьесы Льва Славина «Интервенция» в 1967 году. Создание картины было приурочено к 50-летию Октябрьской революции. Режиссёр, к тому моменту уже прославившийся на весь Союз своей работой «Республика ШКИД», подошёл к делу с присущим исключительно ему юмором. Он снимает про революцию настоящую гротескную комедию (до «Интервенции» на эту тему ни одного фильма в вышеупомянутом жанре выпущено не было). Фильм получился у Полоки в лучших традициях американского кино. Революция была изображена при помощи пёстрых костюмов и фривольного юмора. Разумеется, этот факт определил будущее картины. «Интервенцию» назвали художественным промахом. Комиссия обнаружила в фильме огромное количество идеологических ошибок. Кроме того, одну из главных ролей в фильме исполнил Владимир Высоцкий — в то время его творчество находилось в подполье. Высоцкий специально для фильма написал песню «Деревянные костюмы». Картине был вынесен вердикт, который гласил: «Запретить». К счастью, к моменту ослабления цензуры, уцелело несколько копий «Интервенции». Лента всё-таки была выпущена в прокат в 1987 году.