КИНО

Носи пальто и мечтай о чем-нибудь великом

Носи пальто и мечтай о чем-нибудь великом

30 лет назад, когда о рекламных биллбордах и трейлерах никто не слышал, а слухи о хороших фильмах распространялись методом «сарафанного радио», в московских кинотеатрах появились необычные афиши. «Мамы! Чтобы в сыне окрепла вера, спешите в кино на «Курьера»! Папа! Какой ты для сына пример? Узнаешь — спеши и смотри «Курьер»! Сын, если с предком возник барьер — мотай в кино и смотри «Курьер»!

курьер

Сопротивляться было бессмысленно – фильм Карена Шахназарова стал чемпионом советского проката, лучшим фильмом года, и, еще на несколько десятилетий — самым точным портретом уходящей советской эпохи.

В 1982 году, в журнале «Юность» была опубликована повесть молодого режиссера Карена Шахнахарова «Курьер». Это была история молодого человека по имени Иван, романтика, бунтаря и нигилиста, который после школы не смог поступить в институт и который, коротая время до армии, пошел работать курьером.

курьер
Мама: Я подыскала тебе место.
Иван: Надеюсь, не ниже замминистра.
Мама: Почти. Курьер в редакции «Вопросы познания».
Иван: С детства мечтал стать шестеркой.
Мама: В таком случае можешь считать, тебе повезло.

Первым заданием Ивана было – отвезти пакет профессору Кузнецову. Попав к нему в дом, Иван знакомится с профессорской дочкой Катей, и влюбляется в нее. Начинается какое-то подобие романа, но Иван и Катя – представители совершенно разных слоев советского общества. Он – сын разведенных родителей, инженера и учительницы, она – «голубая кровь», новоиспеченная студентка МГУ с большим будущим. Иван – философ и романтик (хотя тщательно прячет свои чувства под маской иронии и подросткового цинизма), Катя – несмотря на внешний бунт против своего окружения, вполне практична и рациональна.

курьер
Катя: Я хочу сказать, о чём я мечтаю!
Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам, и ещё я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом — магнитофон и маленькая собачка. Это честно.

Повесть Шахназарова немного опередила свое время. В 1982 году про перестройку никто не слышал, а настоящими «героями» были идеологически правильные мальчики и девочки. Одни жили в сталинских «высотках» и поступали в МГУ, другие – в коммуналках и «хрущовках», и уже после девятого класса шли в ПТУ. Они почти не пересекались друг с другом в жизни, и, тем более, в искусстве.

Поэтому, когда режиссер Андрей Эшпай подал заявку на экранизацию «Курьера», ее быстро «завернули»: ему сказали, что «у нас таких безнравственных молодых людей нет, а профессорские дочки не мечтают о магнитофонах и маленьких собачках» (эпоха «лабутенов» и чихуахуа еще далеко впереди).

Три года спустя изменилась и генеральная линия партии, и герои. Началась перестройка, и Карену Шахназарову дали «зеленый свет» на съемки фильма по его собственному сценарию – с совсем «неправильным» героем, и с «неправильным» примером для подражания.

курьер
— Степан Афанасьевич, какое у вас самое заветное желание?
— Ну… Чтобы в Московской области атмосферное давление не падало ниже 740 градусов.
— Это еще зачем?
— Рыба лучше клюёт.
— А вот я бы загадала желание, чтобы выйти замуж за японца.
— Почему за японца-то?
— У них технология самая передовая.
— А ты, Вань?
— А я мечтаю, чтоб коммунизм на всей земле победил.

Это было отличное время для советского кино: можно было снимать почти что угодно, уже не задумываясь о цензуре, и еще не задумываясь о кассовых сборах. С Кареном Шахназаровым после успеха фильма «Мы из джаза» согласились работать все звезды. Профессором стал Олег Басилашвили (сначала на эту роль пробовался Олег Табаков). Мамой Ивана стала замечательная Инна Чурикова. На роли сотрудников редакции пригласили Александра Панкратова-Черного и Светлану Крючкову. Но главными в этом фильме должны были стать не «отцы», а «дети» – и с ними как раз возникли проблемы. Карен Георгиевич просмотрел больше сотни претендентов на главные роли – роли Кати и Ивана.

Претендентки на роли Кати:

Ирина-Апексимова,-Марина-Зудина
Ирина Апексимова, Марина Зудина
Алена Хмельницкая, Юлия Меньшова
Алена Хмельницкая, Юлия Меньшова
Алика Смехова, Оксана Фандера
Алика Смехова, Оксана Фандера

Настя Немоляева была дочкой оператора Николая Немоляева и племянницей актрисы Светланы Немоляевой. Она тоже была отчасти из «звездной» семьи, но на площадку попала случайно: готовилась к экзаменам в институт на папиной работе – а тут как раз проводились пробы мальчиков, и некому было подсказывать реплики. «Давай, пусть Настя попробует», — предложил Шахназаров своему оператору. Настя попробовала, и у нее получилось. А кстати, Алика Смехова, дочь Вениамина Смехова, претендовавшая на главную роль, сыграла в итоге подругу Кати Машу, ту самую, которая точно знает, что «в Париже такое не носят».

курьер
Маша: в Париже так не носят.
Иван: А вы бывали в Париже?
Катя: Маша всё лето провела в Белграде.
Иван: Ну а в Париже-то вы были?
Маша: Нет! В Париже я не была!

Алена Хмельницкая тоже получила небольшую роль красавицы-подружки на вечеринке. А семью Меньшовых вместо Юли представлял в фильме ее папа, Владимир Меньшов – он сыграл Олега Николаевича, друга семьи, который восклицал:

Я просто хочу узнать у молодого человека – о чем он мечтает? Он может не отвечать, это его право. Но пусть он скажет!»

Ивана искали еще дольше.

Претенденты на роль Ивана:

Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Игорь Верник.
Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Игорь Верник

Как известно, 18-летнего Федора Дунаевского привела на съемочную площадку Настя Немоляева – Федор был ее одноклассником. У него не было никакого актерского опыта, он не умел, и, главное, не хотел «подавать» себя в кадре, но тем не менее, это было стопроцентное попадание в образ. Федор и был Иваном – ершистым, задумчивым, себе на уме. Режиссер сразу же это понял, и утвердил его на роль, несмотря на возмущение худсовета: «Какой же это герой? У него скошенный подбородок!»

С Иваном окружающим было не просто – точно также, как непросто было съемочной группе с Федором. Он не признавал никаких авторитетов. Мог, например, заявить о своей экранной «маме», Инне Чуриковой: «Вы на площадке такая задумчивая, сложная – это мешает. Вы же учительницу играете, а откуда вам знать, как живут учительницы?!» Или, например, требовал изменить свои реплики: «Эти слова у вас в сценарии неправильно написаны, их по-другому надо говорить». Он бунтовал против своих костюмов, заявляя, что, например, эту куртку, или эту панаму никогда в жизни не наденет – а значит, не наденет и его герой. Съемочная группа намучилась с будущей звездой – но Шахназаров и не обещал, что будет легко. В конце концов, он снимал фильм о герое, а у героев – начиная с Базарова, и заканчивая Печориным, всегда непростой характер.

У Федора и Ивана даже биография – почти одна на двоих. Как и родители Ивана, родители Федора развелись, когда он был подростком. После восьмого класса он хотел уйти в педучилище (Иван тоже поступал в педагогический!), но в итоге стал санитаром в больнице и, одновременно, учился в медицинском. С 14 лет он перепробовал множество способов быстрого, и не очень легкого заработка – и бутылки сдавал, и ночным сторожем в детском садике работал. Кстати, как и Иван, Федор играл на гитаре и любил рок – правда, вряд ли группу «Земляне».

Кстати, романа с Настей Немоляевой, ни на съемках, ни в школе, у Федора не было. Просто рабочие отношения – как ни трудно в это поверить.

Катя: Я тебе нравлюсь?
Иван: Да. Очень.
Катя: Ты мне тоже нравишься. Только я тебя иногда не понимаю. Ну, ты какой-то странный. Как будто немного с приветом.

Но есть в «Курьере» еще один почти главный герой – лучший друг Ивана, Базин. Парень из еще более неблагополучной семьи, тот самый, что мечтает о пальто. На эту роль Шахназаров нашел совершенно особого мальчика – Володю Смирнова. А нашел он его… в детской комнате милиции, которая располагалась ближе всего к «Мосфильму». Володя пришел не один, а со своей «командой» — дворовой шпаной, которая играла тусовку во дворе-«коробке» Вани. Режиссер вспоминал такой случай: снималась одна из «уличных» сцен, а все дети внезапно исчезли с площадки. Оказывается, к «Мосфильму» приехала банда из другого района, и «Базин»-Смирнов пошел драться с ними «стенка на стенку». На площадку вернулись все – правда, немного помятые, и с синяками.

Базин, курьер

Отдельно стоит сказать о музыке в фильме. Для Карена Шахназарова музыка всегда имела особое значение – вспомнить, хотя бы, «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Вот и «Курьер» богат на музыкальные цитаты. Первая, и главная из них – это, конечно же, песня «Трава у дома» группы «Земляне», которую на экран исполняют дуэтом Федор Дунаевский и Инна Чурикова.

Песня должна была наглядно показать отсутствие взаимопонимания между мамой и сыном – хотя, признаем, мама очень старалась. Примерно про то же – сцена с романсом роман «Соловей» на музыку Алябьева, который вместе с Ваней поет настоящая оперная певица Лариса Курдюмова.

А еще, конечно, песня про козла, чуть не стоившая жизни бабушке Кати.

Дуэт Кати и Ивана в отсутствии родителей: «Жил на свете козел, не удав, не осел, настоящий козел с седой бородой, меее!»

И еще совершенно особенный музыкальный номер – обработка классического трека Хэрби Хэнкока «Rockit» — после него в нашей стране началась мода на брейк-данс.

курьер

Но самое интересное, конечно, началось после премьеры. «Курьер» влюбил в себя всю страну – и поколение отцов, и поколение детей. За один только год его посмотрело 50 млн.человек, журналом «Советский экран» он был признан «лучшим фильмом года», сам Роберт де Ниро на московском кинофестивале голосовал за то, чтобы Федору Дунаевскому дали приз за лучшую мужскую роль. Говорят, с Федором Дунаевским знакомили и Тома Круза, когда он посещал «Мосфильм» в рамках дружественного визита. «Последний фильм с вашим участием посмотрело 10 млн.человек, а фильм с участием Федора – 50». Том Круз был под большим впечатлением.

Федор и Настя стали национальными секс-символами. Прежде всего, конечно, Настя, которой приходилось прятаться от поклонников, и забирать с почты целые мешки писем, которые ей отправляли поклонники. Были адресаты из тюрем и из армии, представители «золотой молодежи», и совсем неблагополучной среды.

Что же случилось с актерами потом? Анастасия Немоляева оставила актерскую карьеру, став дизайнером мебели – к примеру, она расписывала детскую по заказу Романа Абрамовича. Федор Дунаевский в 90-е пробовал найти себя в бизнесе, эмигрировал в Израиль, но недавно вернулся в Москву, и снимается в сериалах. Володя Смирнов, тот самый Базин, погиб через несколько лет после выхода «Курьера» — кто-то говорит, бандитские разборки, кто-то – стычка с милицией. Далеко не всем удалось найти себя – хотя в целом, Иван был прав, когда говорил: «У нас возрастное. Мы перебесимся и будем такие же, как вы».

Но все-таки Карен Шахназаров смог ухватить главное – история Ивана Мирошникова, это универсальная история молодого человека, который определяется, что ему делать со своей жизнью. Это не про восьмидесятые или нулевые, это про любое десятилетие, это про семнадцать лет в жизни каждого человека. И правильно, что авторы, несмотря на уговоры и соблазны, отказываются снимать ремейк. Как говорит Карен Георгиевич: «Не могу представить, чтобы в продолжении Иван остался таким, как был. Грустно, если в юности человек был героем, а потом превратился в обывателя».

Поэтому и не надо, чтобы он взрослел. Ивану всегда будет семнадцать, и он останется таким же неисправимым поэтом-романтиком в поношенных ботинках.

курьер
Иван: Ну-ка встань.
Базин: Зачем?
Иван: Ну встань, тебе говорят. (даёт своё пальто) На, носи на здоровье.
Базин: Ты что, сдурел?
Иван: Мне всё равно в армию скоро. Носи и мечтай о чём-нибудь великом.

Фото: Кадры из фильмов


Комментарии (всего 5)
  1. Юрий

    Да фильм хороший жизненый

  2. Елена

    Помню весь фильм, фильм юности … Его действительно смотрели, и не под попкорн, а не отрываясь от экрана, потом обсуждали между собой и пересматривали ещё и ещё

  3. Замечу,

    и сегодня фильм смотрится современно.Детей невозможно переиграть .Фильм входит в ЗОЛОТОЙ фонд российской кинематографии.

  4. Козлик

    Обольщю вашу дочь,а вы уж найдете куда меня пристроить ,а Агнесса Ивановна ?Класс кино моей юности.

  5. Дмитрий

    Очень хорошо помню этот фильм! Мне тогда было 15…

или войти с помощью: 

Показать ещё (2)
Комментировать