«Зимний вечер в Гаграх»: как создавалась и чем запомнилась легендарная советская картина

Евгений Евстигнеев в роли Алексея Беглова

Сложно поверить, что «Зимний вечер в Гаграх» снял человек молодой (по режиссерским меркам даже юный, всего 33 года на момент выхода ленты) - настолько тонко Карен Шахназаров уловил и продемонстрировал оттенки характера своего главного героя, пожилого репетитора эстрадной танцевальной труппы Алексея Ивановича Беглова, в далеком прошлом известного танцора-стэписта. Казалось бы, лишь дожив до возрастной категории «50+», ты можешь по-настоящему почувствовать и понять эмоции (чаще всего не слишком радостные) своих ровесников. Но фильм молодого постановщика, кстати, лишь третий в его карьере, получился не по годам взрослым.

Проще всего, конечно, записать Шахназарова в гении, но в данном случае сработали не только его способности, но и многое другое - сценарий, актеры, музыка. «В кино все должно сложиться - еще не факт, что даже при хорошем сценарии и достойной режиссуре ты попадешь в цель! - говорил Карен Георгиевич в интервью корреспонденту Teleprogramma.pro. В случае с «Зимним вечером...» все сложилось так удачно, что получился, возможно, лучший шахназаровский фильм, соединивший в себе целую россыпь жанров и и не выглядевший при этом неумелым экспериментальным коктейлем. Драма, комедия, мюзикл - картину можно называть как угодно, хотя чаще всего в середине 80-х использовали сухую и не слишком точную формулировку «музыкальный фильм» (именно в этой номинации лента стала лучшей по опросу читателей журнала «Советский экран»). Предыдущая картина Шахназарова, «Мы из джаза» была гораздо ближе к чистому мюзиклу, хотя все равно не доходила до свойственных ему условностей. Кстати, именно они, условности, и мешают, по мнению режиссера, дружить с мюзиклом избалованной современной публике.
- Зритель просто не сможет это принять, - рассуждает Шахназаров. - Ну вот как это так - герои поют! Ладно еще в «Зимнем вечере в Гаграх» - там герои поют потому, что их профессия связана с музыкой. А чистый мюзикл сейчас вряд ли будет понятен.

Герои фильма действительно общаются не с помощью куплетов и припевов (подобные «диалоги» чистый мюзикл и подразумевает), музыка тут носит роль все же вспомогательную, оформительскую, не забивая децибелами тонкости характеров. Личная драма большого артиста и маленького человека в «Зимнем вечере...» куда важнее мощных вокальных партий. А песни звучат строго в тех ситуациях, когда этого требует сюжет. Вот модная эстрадная певица Мельникова (в героине Натальи Гундаревой легко угадывается Алла Пугачева) исполняет резковатую композицию про удачу, которая то приходит, то уходит - она явно не в духе, песня прерывается на полуслове, и звезда устраивает истерику. А вот главный герой, в печальной жизни которого появилось вдруг что-то, отдаленно напоминающее счастье, начинает в троллейбусе напевать дурацкую песенку про пчелу. Именно эта песня, чуть позже задорно исполненная Бегловым для изрядно удивленных коллег, настраивает всех на позитивную волну. И вот уже звучит еще один старинный шлягер - «Дружба», больше известная как «Веселья час и боль разлуки», которая становится своеобразным мирным договором для всех, кто прежде вступал в фильме в подобие конфликта.

Собственно, на этом всё, мюзикл закончен, если он вообще в этой картине был. Остается великий Евгений Евстигнеев, сражавшийся за роль Беглова как за самую главную в своей жизни - по словам Шахназарова, мэтр откровенно давил на него, желая сыграть в «Зимнем вечере...» ведущую партию. Режиссер, не будучи до конца уверенным в варианте с Евстигнеевым, проводил пробы с другими звездами - Евгением Леоновым, Олегом Ефремовым, Петра Щербакова (последнему в итоге достался образ администратора).

Сложно сказать, были бы Ефремов или Леонов в роли Беглова лучше или хуже, да и не так это важно с учетом того, как справился со своей актерской задачей Евстигнеев. Неудивительно, что он так бился за эту роль: для любого артиста образ Алексея Беглова - подарок, уникальная возможность показать целую гамму эмоций. За полтора часа экранного времени мы видим разного Беглова. Он может быть жестким и принципиальным, готовым отчитать грозную знаменитость Мельникову за приступ звездной болезни. А еще жалким, раздавленным стариком, которого родная дочь не хочет звать на собственную свадьбу. Или типичным советским обывателем, мечтающем о диване и унижающимся ради своей мечты перед продавцом мебельного салона. Он даже умеет, выражаясь современным языком, «троллить» окружающих - вспомните, как Беглов заводит персонажа Георгия Буркова рассказами об арестованных барменах и конфискованных деньгах.

При это его представления о «правильной» биографии и заслуженном успехе комичны и нелепы, как и любые попытки учить уму-разуму молодого Аркадия (Александр Панкратов-Черный). «Я всю жизнь работал, и вот результат!» - говорит Аркадию Беглов и торжественно обводит руками маленькую «однушку», скромную даже по советским меркам.

Бытует мнение, что столь точным образ Беглова получился благодаря тому, что основан был не на чистом сценарном вымысле, а на конкретном человеке - Алексее Николаевиче Быстрове, некогда известном степисте, помогавшим с постановкой танцевальных номеров на съемках картины «Мы из джаза». Но если все так просто, почему любой биографический фильм не становится классикой и шедевром? Ответ очевиден - как точно подметил Шахназаров, в кино все должно сложиться, а на одном компоненте, будь то яркий прототип главного героя или, допустим, сильный оператор, далеко не уедешь. В 1985 году на съемках «Зимнего вечера в Гаграх» все сошлось настолько идеально, что даже спустя тридцать с лишним лет картина, в отличие от ее главного героя, не выглядит ни растерянной, ни забытой, ни постаревшей.

Читайте также