5 самых захватывающих отечественных фильмов-катастроф

Не так давно в прокат вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Данная работа — это ремейк одноимённой советской ленты Александра Митты 1979 года. Картина произвела настоящий фуррор. Многие специалисты очень высоко оценили сценарий ленты, а также спецэффекты и актёрскую игру. Teleprogramma

Не так давно в прокат вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Данная работа — это ремейк одноимённой советской ленты Александра Митты 1979 года. Картина произвела настоящий фуррор. Многие специалисты очень высоко оценили сценарий ленты, а также спецэффекты и актёрскую игру. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить самые лучшие отечественные фильмы, снятые в данном жанре.

«713-й просит посадку» (1962 год, режиссёр Григорий Никулин)

Некоторые кинокритики считают, что режиссёр Григорий Никулин снял первый в истории советского кинематографа фильм-катастрофу. Лента рассказывает о событиях, которые произошли на борту иностранного пассажирского лайнера во время межконтинентального перелёта — злодеи усыпляют экипаж при помощи неизвестного вещества. Судьба пассажиров оказывается в их собственных руках. В картине снимались Владимир Честноков, Лев Круглый, Людмила Абрамова, Владимир Высоцкий, Ефим Копелян, Сергей Голованов и другие артисты. Интересен тот факт, что Владимир Семёнович Высоцкий, исполнивший в картине «713-й просит посадку» роль американского морского пехотинца, на съёмках познакомился со своей будущей супругой Людмилой Владимировной Абрамовой. Актёры сыграли свадьбу вскоре после окончания работы в картине. Стоит отметить, что фильм получился слишком «западным» для того времени. Из-за этого его показали лишь в больших городах. Любители кино из глубинки мечтали много слышали об этой картине и мечтали когда-нибудь её посмотреть.

«Прорыв» (1986 год, режиссёр Дмитрий Светозаров)

Этот фильм-катастрофа рассказывает о трагических события, которые произошли во время строительства одной из станций ленинградского метрополитена. Картина снята очень необычно — режиссёр смешал в своей работе документальный и художественный стили. В СССР так раньше никто кино не снимал. Создатели дополнили картинку мрачной амбиентной музыкой — это тоже было очень смело. Некоторые кинокритики сразу назвали саундтрек к фильму «непонятным шумом». Музыку к картине «Прорыв», кстати, написали музыканты группы «Машина времени». Многие, кто посмотрел картину в год её выхода на экраны в кинотеатре, отмечают поразительную для того времени зрелищность сцены с падением троллейбуса в яму. Отметим, что в месте, где проходили съёмки этого момента, грунт реально просел во время строительства станции «Новочеркасская».

«Тревожное воскресенье» (1983 год, режиссёр Рудольф Фрунтов)

Данная картина повествует о спасении иностранного танкера, на борту которого случается пожар. Группа советских спасателей-ремонтников оказывается запертой в трюме охваченного огнём судна. Волна интереса отечественных постановщиков к жанру кинокатастрофы началось в конце 70-х годов. Технические возможности советских кинематографистов не позволяли снимать такое же зрелищное кино, как в Америке, поэтому режиссёры уделяли большое внимание не визуальной составляющей картины, а поиску причин трагических происшествий. Безответственность вахтенных матросов привела к событиям, последствия которых стали угрозой для населения небольшого черноморского городка. Фильм рассказывает историю о жертвенности, героизме и отваге.

«Магистраль» (1982 год, режиссёр Виктор Трегубович)

Фильм-катастрофа, съёмки которого проходили в городе Ачинск, посвящён аварии на железной дороге. По сюжету пассажирский поезд врезается в грузовой состав. В результате катастрофы погибает один из машинистов. Движение на большом участке железной дороги из-за этого происшествия парализовано. Создатели картины вовлекают зрителя в кропотливое изучение всех причин аварии. В фильме несколько раз показывается грубое нарушение правил безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта. Также в картине правила нарушают и проводники. Режиссёр сознательно заставляет героев картины действовать вразрез с инструкцией — нестандартные решения в реальной экстремальной ситуации иногда помогают спасити человеческие жизни. Кроме того, перед режиссёром стояла задача продемонстрировать слабые места в системе обеспечения безопасности пассажиров советского железнодорожного транспорта. Фильм был снят по мотивам повести воронежского писателя Валерия Барабашова «Жаркие перегоны». Картина получилась более трагичной, чем книга.

«Метро» (2012 год, режиссёр Антон Мегердичев)

Данная картина является одним из лучших образцов современного российского кино, которое посвящено катастрофам. Во время строительства одного из зданий в Москве происходит авария. Происшествие ставит под угрозу жизни пассажиров одного из поездов столичной подземки. Речная вода, хлынувшая с поверхности в туннели метро, может разрушить весь мегаполис. Специально для съёмок были построены уникальные декорации — отрезок тоннеля метро со всеми коммуникациями в натуральную величину. Его длина составила 117 метров. Примечателен тот факт, что оператором фильма стал Сергей Астахов — специалист, который работал на съёмках советской картины «Прорыв», посвящённой катастрофе в ленинградском метро. Астахов изобрёл специально для съёмок «Метро» уникальное оборудование. Некоторые сцены картины снимали в самарской подземке, так как создателям фильма не позволили нарушить график работы столичного метрополитена.

Читайте также