«Юнона и Авось»: антисоветская история любви

8 июля 1981 года состоялась премьера знаменитой рок-оперы, мгновенно ставшей визитной карточкой «Ленкома».

История любви российского аристократа Николая Резанова и юной красавицы испанки Кончиты, впервые показанная на сцене «Ленкома» более 35 лет назад, стала спектаклем-легендой. Менялись актерские составы, ХХ век сменился XXI, а зрители до сих пор, затаив дыхание, следят за происходящим на сцене, а порой и не сдерживают слез.

От Древней Руси до Калифорнии

Началась история самого, пожалуй, знаменитого спектакля «Ленкома», как ни странно это звучит, со «Слова о полку Игореве». А точнее – с музыкальных импровизаций композитора Алексея Рыбникова на тему православных песнопений. В 1978 году он показал свои сочинения режиссеру Марку Захарову, и тот загорелся идеей поставить на сцене театра имени Ленинского комсомола спектакль по мотивам «Слова». Однако, когда режиссер пришел с этой идеей к поэту Андрею Вознесенскому, тот убедил Захарова использовать музыку Рыбникова в совсем другой постановке – по мотивам только что написанной им поэмы «Авось». Марк Анатольевич взял поэму почитать – и уже на следующий день решил, что спектакль по ней будет поставлен.

Сюжет поэмы, да и спектакля, построен вокруг неумирающей любви. В начале XIX века граф Резанов возглавляет экспедицию из двух парусных кораблей, «Юноны» и «Авось», направляющуюся в Калифорнию, чтобы наладить торговые связи с испанскими колонистами. В Америке Резанов влюбляется в дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту, дерется на дуэли с ее женихом, из за чего вспыхивает скандал, вынуждающий графа вернуться в Санкт-Петербург. Кончита ждет его возвращения 35 лет – а узнав о смерти возлюбленного, уходит в монастырь.

Аллилуйя любви

Спеть «Аллилуйя», показать на сцене Андреевский флаг, а главное, заставить зрителей с восторгом и трепетом вслушиваться в рыбниковские вариации на тему религиозных песнопений – в 1981 году это было просто неслыханно. Даже спустя 30 лет после премьеры Марк Захаров признавался, что удивляется, как спектакль могли выпустить. Однако это случилось – возможно, потому, что члены комиссии прониклись наполняющим спектакль патриотизмом, хотя и не советского пошиба.

А может быть, «наверху» решили, что называется, «не протестовать, а возглавить». Ведь Рыбников подпольно записал музыку для спектакля на пластинку за несколько месяцев до первой постановки спектакля в «Ленкоме» – и даже фактически устроил «премьеру до премьеры», прокрутив эту пластинку в 1981 году в церкви Покрова в Филях во время творческой встречи с реставраторами. У властей было два пути – объявить запись диссидентской и устроить скандал – или дать всем понять, что ничего такого не произошло, музыка вполне в духе времени, да и спектакль обещает быть весьма «прогрессивным».

Я тебя никогда не забуду

Очень скоро после выхода рок-оперы (так ее, впрочем, тогда никто не называл – слово «рок» вызывало у советских бонз настолько жуткие ассоциации, что в ход пустили странноватое сочетание «современная опера») в зарубежных СМИ назвали спектакль антисоветским. Разумеется, наверху это мало кому понравилось. Со сцены оперу не сняли, но и на зарубежные гастроли спектакль не выпускали. Правда, одно исключение из этого правила все-таки было – «Юнону и Авось» увидел Париж. Произошло это благодаря дружбе французского кутюрье Пьера Кардена с Андреем Вознесенским. В течение двух месяцев рок-опера с огромным успехом шла в театре на Елисейских полях.

Звездный состав

Первыми роли юной Кончиты и графа Резанова на сцене «Ленкома» сыграли Елена Шанина и Николай Караченцов; роль жениха Кончиты и соперника графа тогда досталась Александру Абдулову. На протяжении существования спектакля состав актеров не раз менялся – и только Караченцов был бессменным Резановым до 2005 года, до злополучной аварии. С 2005 года на эту роль вводили Дмитрия Певцова и Виктора Ракова; с 2012 года ее исполняет Семен Шкаликов. Кончитой успели побывать Алла Большова, Алена Хмельницкая, Инна Пиварс и Алла Юганова; сейчас ее играют Александра Волкова и Анна Зайкова.

«Юнона и Авось» остается культовым спектаклем до сих пор, да и музыка из него не теряет популярности. И спустя 30 с лишним лет после премьеры трудно найти человека, никогда не слышавшего «Белый шиповник» или «Я тебя никогда не забуду».

Читайте также