Настоящий человек-паук

В прокат вышла первая за 10 лет режиссёрская работа Мела Гибсона «По соображениям совести».

Это военная драма, основанная на реальных событиях из жизни героя Второй мировой войны по имени Десмонд Досс. Если бы Гибсон не удостоверял свой фильм финальным документальным интервью с состарившимся Доссом, можно было бы подумать, что все это игра воображения свихнувшегося на религии экс-«безумного Макса», прославившегося отнюдь не только своими ролями, но и необузданным темпераментом и склонностью к насилию. Досс – человек, во всем противоположный Гибсону. Он не просто отказался от насилия - «по соображениям совести». Он сделал это во время войны, на передних рубежах фронта! Десмонд отказался брать в руки оружие и во время мясорубки на японском острове Окинава и под беспрерывным огнём японцев умудрился спасти 75 солдат.

В финале реальный Досс слово в слово повторяет звучащую в фильме фразу, кажущуюся нелепой выдумкой сценаристов, - свою просьбу к Богу позволить ему спасти ещё одного раненного. Только за то, что Гибсон нашел такую историю и пропел славу этому потрясающему человеку, нужно отпустить ему если не человеческие, то все кинематографические грехи.

Досс – не только настоящий супергерой, но и человек, опередивший своё время. Легко представить себе исполнителя этой роли Эндрю Гарфилда (он же «Человек-паук») в виде современного хипстера, отказывающегося есть мясо и брать в руки винтовку. При этом сам Гибсон от мясного совсем не отказывается: вся вторая часть фильма – это непрекращающийся высокотехнологичный аттракцион упоенной демонстрации насилия и смерти. Как в «Страстях Христовых» было не очень ясно сочувствует Гибсон своему Иисусу в его страшных мучениях или откровенно упивается ими, так и тут – режиссер не без сладострастия оркеструет целую симфонию мяса: обрубки тел, оторванные головы и конечности, вывалившиеся в разных конфигурациях кишки и т.д. даны в богатейшем ассортименте. Как будто бы всего этого недостаточно, режиссер со смаком продемонстрирует еще и харакири противников. Видно, что убить главного героя ему тоже очень хочется, но поскольку это было бы против правды, Гибсон не может отказать себе в удовольствии вставить в фильм сон, в котором японцы закалывают-таки Досса штыками.

Но и эти наивные ходы великолепно работают на пафос картины – ведь никакие самые продвинутые и разнузданные спецэффекты не могут передать того ужаса, через который прошел человек, отказавшийся от насилия в самом его эпицентре.

Прямая речь

Мел Гибсон: Я создан для того, чтобы рассказывать истории

- Когда вы задумываете фильм, что приходит первым: идея, слова или образ?

- Первыми в моей голове рождаются образы. Причем очень интенсивные. Они, собственно, и служат идеей будущего фильма. Интуитивно я знаю, что почувствует своим нутром мой будущий зритель, и часто это делает ненужным диалог. Когда не нужны слова — лучше этого в кино ничего нет!

- Вы редко снимаете. Фильмы вырастают в вас медленно?

- Да, я тщательно выбираю проекты. Думаю, если уж отправляться в эту дорогу, надо быть полностью уверенным в том, что не пожалеешь об этом потом. Приступая к проекту, я с самого начала хорошо знаю, чего хочу. Сценарии своих фильмов я написал вместе с соавторами по своим оригинальным идеям, которые не давали мне покоя в течение долгих лет.

- Сейчас вы считаете себя в большей степени режиссером, а не актером.

- Да, потому что я уже наигрался в актеры за свою жизнь! Я снимаюсь в кино с 19 лет. Сейчас я считаю, что в большей степени создан для того, чтобы самому рассказывать истории. Но для этого необходимо поддерживать в себе детский энтузиазм. Как у моей младшей дочери. Когда я рассказываю ей историю, у нее загораются глаза. Это прекрасно! Как и то, что можно как свой пережить в кино чужой опыт, и получить от этого ни с чем не сравнимое удовольствие.

Читайте также