Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Река Конго. Искусство Центральной Африки из собрания музея на набережной Бранли (Париж)".
Sarcophage formé par une caisse en forme de pirogue et d'un couvercle consitué de deux planches et surmonté d'une sorte de crête ajourée. La partie avant de l'objet est composée d'éléments à claire-voie qui forment des extensions, motifs repris par la "crête". La partie arrière de l'objet adopte une forme plus effilée. La totalité de l'objet est recouverte de points blancs. Sur le couvercle sont fixés des réductions de l'outillage courant du défunt : pirogue, bouclier, lance, harpon et pagaie. Le symbolisme des formes et des couleurs renvoient au monde animal (poisson, martin-pêcheur, héron)
В начале XX столетия африканское искусство привлекло пристальное внимание европейских художников и оказало непосредственное влияние на развитие мирового искусства. Выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки. Из собрания музея на набережной Бранли (Париж)» представляет 190 произведений традиционного африканского искусства в пространстве Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, в постоянной экспозиции которой находятся работы Андре Дерена, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других мастеров, вдохновлявшихся искусством Африканского континента.
Выставка, подготовленная парижским музеем на набережной Бранли, рассказывает о культуре народов, населяющих территории шести стран: южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической Республики Конго, а также части Анголы. Эти народы, живущие в бассейнах рек Конго и Огове, относятся к языковой группе банту. Но объединяет их не только язык. Их традиционное искусство также представляет собой уникальную систему, все элементы которой взаимосвязаны.
Антропоморфная маска-шлем
Конго. Народность суку
XX век
Дерево, каолин
Куратор выставки Франсуа Нейт выделил несколько ключевых элементов, которые легли в основу его прицельного изучения художественной культуры экваториальной Африки. В соответствии с этим видением и были определены основные разделы выставки.
В первом разделе представлены так называемые маски в форме сердца, созданные народами, живущими в тропических лесах Центральной Африки. Лоб, надбровные дуги и щеки на этих масках образуют форму сердца. Этот архетип встречается в искусстве таких этнических групп как квеле, фанг (Габон), лега (восточная часть современной Демократической Республики Конго) и некоторых других. Среди привезенных экспонатов примечательны маски, обрамленные закругленными рогами, которые олицетворяют образ антилопы – животного, имеющего особое значение в культуре народности квеле, традиционно занимающейся охотой. Также здесь экспонируются маски духов-защитников народа фанг, которые называются нгон нтанг и имеют изображения лиц с двух, а в некоторых случаях и с четырех сторон.
Маска в форме сердца
Конго. Народность квеле
Начало XX века
Дерево
Второй раздел выставки посвящен реликвариям и изображениям предков. Представленные произведения традиционного искусства прекрасно иллюстрируют важное значение культа предков для носителей языков группы банту, живущих в Центральной Африке. Несмотря на определенные различия в ритуалах, для многих народов этого региона характерно сохранение черепов и костей почитаемых воинов, вождей, праматерей и женщин, достойных особого уважения, а также создание изображений опасных предков и людей, умерших насильственной смертью, дабы предотвратить влияние их негативной энергии.
Фигура мбулу нгулу. Навершие реликвария для останков почитаемого
предка
Габон. Народность кота
Начало XX века
Дерево, металл
Останки помещали в особые короба и корзины, которые охранялись специально для этого предназначенными скульптурами (эйма бьери у народности фанг или мбулу нгулу у кота). Некоторые народы создавали антропоморфные статуэтки, которые выполняли роль реликвариев для останков почитаемых предков и в то же время являлись их защитниками. Среди экспонатов можно увидеть небольшие статуэтки предков, созданные представителями народности бембе, которые верят в то, что эти скульптуры служат посредниками между людьми и божественными силами. Фигурки украшены резьбой, напоминающей шрамированные орнаменты, которыми покрывают свои тела бембе.
Фигура предка
Республика Конго. Народность бембе
Конец XIX – начало XX века
Дерево
В третьем разделе на примере произведений традиционного искусства раскрывается роль женщины в культуре сообществ, живущих на территориях субэкваториальных саванн Центральной Африки. Женские образы, созданные в этом регионе, имеют символическую связь с жизненными циклами, новолунием, временами года, сельским хозяйством и всеми формами плодородия. Изображение женщины обладает особым значением, ведь именно она, по представлениям местных жителей, соединяет землю и звездный небосвод, является связующим звеном между людьми и потусторонними силами, а также духами самых почитаемых предков. Особое внимание привлекают маски окуйи, созданные мастерами народности пуну. Впервые появившись в Европе, они получили название «японских», благодаря сходству с масками театра Но. Использование таких масок, как ритуальное изображение духа прекрасной молодой девушки, было характерно не только для пуну, но и для некоторых других народностей этого региона.
Маска тайного общества окуйи для погребальных обрядов
Габон. Народность пуну
XIX век
Дерево, каолин
С конкретными примерами влияния африканского искусства на художественный авангард начала XX столетия посетители смогут познакомиться в четвертом разделе выставки, который называется «Путь к абстракции». В экспозиции представлены ткани народности куба, которые находились в личной коллекции художника Анри Матисса, а сейчас хранятся в собрании музея на набережной Бранли, а также разнообразные типы африканского оружия. Абстрактные орнаменты тканей и извилистые очертания метательных ножей, характерные для Центральной Африки, во многом вдохновили французского мастера на создание его знаменитых декупажей, несколько из которых также будут показаны на выставке. Данный раздел был подготовлен музеем на набережной Бранли специально для ГМИИ им. А.С. Пушкина, в собрании которого находятся знаменитые произведения начала XX века, демонстрирующие влияние африканского искусства.
Метательный нож ондо
Центральноафриканская Республика или Демократическая республика
Конго. Народность банда или янгере
XIX век
Металл, растительные волокна
Куратор выставочного проекта Франсуа Нейт – философ, этнолог, историк искусства и археолог. Член бельгийской Королевской академии колониальных стран, монах бенедиктинского монастыря Святого Андрея (Оттиньи-Лувен-ла-Нёв, Бельгия), почетный профессор Католического университета в Лувене. Родился в Ликаси, где прожил более двадцати лет. После изучения археологии и истории искусств в Европе, вернулся в Африку, где преподавал историю африканского искусства в университетах Бельгийского Конго (с 1971 по 1997 – Заир, ныне – Демократическая Республика Конго). Автор многочисленных исследований и публикаций по искусству Центральной Африки.
К выставке подготовлена специальная образовательная программа «Африканское лето в Пушкинском». В рамках программы будут прочитаны лекции по истории, культуре и искусству тропической Африки (в том числе лекция куратора выставки Франсуа Нейта), состоятся концерты современной африканской музыки и кинопоказ фильма Сергея Ястржембского «Африка. Кровь и красота».
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков, ул. Волхонка, 14
17.05.2016 – 06.09.2016
Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина