события и места

«Фотобиеннале-2016» в Мультимедиа Арт Музее

«Фотобиеннале-2016» в Мультимедиа Арт Музее

В Москве открывается XI Международный месяц фотографии в Москве — «Фотобиеннале-2016». В рамках биеннале Мультимедиа Арт Музей открывает сразу три фотовыставки — и приглашает гостей.

Выставка Стива Фитча «Маяки американского Запада»

МАММ представляет выставку выдающегося американского фотографа Стива Фитча. В экспозицию вошли два цикла его работ: знаменитая серия 1970-х годов «Динозавры и дизели» и цветные фотографии из серии «Маяки американского Запада», созданной в 1980–1990-е годы.

Стив Фитч. Мотель «Гранд Вью», 85-е Шоссе, Ратон, Нью-Мексико. 1980. © Steve Fitch / Предоставлено Галереей Роберта Коха, Сан-Франциско
Стив Фитч. Мотель «Гранд Вью», 85-е Шоссе, Ратон, Нью-Мексико. 1980. © Steve Fitch / Предоставлено Галереей Роберта Коха, Сан-Франциско

После окончания факультета антропологии Калифорнийского университета в Беркли Стив Фитч начал путешествовать на автомобиле по провинциальным американским дорогам. Фотографируя неоновые вывески мотелей, придорожные кафе, странные аляповатые аттракционы вроде «змеиных ям» или «парков динозавров», Фитч воскрешает свои детские воспоминания от поездок на семейном «Бьюике». Сам автор называет это «дорожным разговором».

Стив Фитч. Динозавр, 40-е Шоссе, Вернал, Юта, 1974. © Steve Fitch / Предоставлено Галереей Роберта Коха, Сан-Франциско
Стив Фитч. Динозавр, 40-е Шоссе, Вернал, Юта, 1974. © Steve Fitch / Предоставлено Галереей Роберта Коха, Сан-Франциско

Фотозарисовки Фитча по духу перекликаются с культовым романом Джека Керуака «В дороге». Эти снимки – настоящее антропологическое исследование, посвященное разным явлениям американской культуры, сегодня превратившимся в символы уходящей эпохи.

Выставка пройдет с 15 апреля по 19 июня 2016

 

Выставка Хайна Горни «Новая вещественность и индустрия. Визуальный и промышленный дизайн в Германии 1920-х – 1930-х годов»

В экспозицию вошли знаменитые снимки, созданные классиком немецкой промышленной и коммерческой фотографии Хайном Горни (1904–1967) по заказу крупнейших индустриальных компаний того времени, каждая из которых принадлежала к числу лидеров в своем сегменте рынка, например: «Пеликан» (фирма-производитель канцелярских товаров), «Бальсен» (фабрика печенья), «Рого» (чулочная фабрика) и другие.

Хайн Горни. Без названия (Чулки “Rogo”). Около 1935 г. Серебряно-желатиновый отпечаток (2016). 24 x 18 см. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Чулки “Rogo”). Около 1935 г. Серебряно-желатиновый отпечаток (2016). 24 x 18 см. © Hein Gorny ─ Collection Regard

Хайн Горни увлекся фотографией в 20-е годы под влиянием идей Дойче Веркбунда и Баухауза. Дойче Веркбунд — «Немецкий производственный союз» — объединял архитекторов, художников, ремесленников и промышленников в стремлении совместить искусство и дизайн с индустриальным производством. А последователи Баухауза разрабатывали эстетику функционализма, настаивая на принципе равенства между прикладными и изящными искусствами.

Хайн Горни. Без названия (Штемпельные подушечки и чернила). 1931 – 1938 гг. Серебряно-желатиновый отпечаток (2016). 24 x 18 см. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Штемпельные подушечки и чернила). 1931 – 1938 гг. Серебряно-желатиновый отпечаток (2016). 24 x 18 см. © Hein Gorny ─ Collection Regard

Горни удалось в собственном стиле объединить принципы этих направлений. Новый взгляд на мир и новые методы изображения индустриальных сюжетов ярко проявились в его экспериментах с макрофотографией. Что бы ни фотографировал Горни, изображенные объекты всегда узнаваемы, а композиции построены на изысканной игре света и тени. Использование макросъемки и принципа серийности позволяло подчеркнуть форму и конструкцию изображенных объектов. Важной задачей для художника было создание ясного и узнаваемого образа, позволяющего зрителю моментально оценить представленные продукты с точки зрения их назначения и качества.

Хайн Горни. Без названия (Сигареты). Около 1930 г. Серебряно-желатиновый отпечаток (2016). 18 x 24 см. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Сигареты). Около 1930 г. Серебряно-желатиновый отпечаток (2016). 18 x 24 см. © Hein Gorny ─ Collection Regard

Крупнейшие заказчики Горни также разделяли ценности Веркбунда и Баухауза, это проявлялось и в архитектуре новых заводов и фабрик, и в дизайне рекламируемых ими изделий, и в способах визуальной репрезентации, которым полностью соответствовали оригинальные идеи Хайна Горни, что позволило ему стать одним из самых успешных фотографов своего времени.

Хайн Горни. Автопортрет, около 1936. © Hein Gorny - Collection Regard
Хайн Горни. Автопортрет, около 1936. © Hein Gorny — Collection Regard

Выставка пройдет с 15 апреля по 19 июня 2016

 

Выставка Сюнсукэ Франсуа Нандзё «Искусство войны. Виртуальная карта утопии», «Лес забвения»

В рамках «Фотобиеннале-2016» МАММ показывает выставку молодого японского художника Сюнсукэ Франсуа Нандзё. В экспозицию вошли проекты «Искусство войны. Виртуальная карта утопии» и «Лес забвения».

Сюнсукэ Франсуа Наньо. Из проекта «Искусство войны. Виртуальная карта утопии». 2015. Смешанная техника. Предоставлено автором
Сюнсукэ Франсуа Нандзё. Из проекта «Искусство войны. Виртуальная карта утопии». 2015. Смешанная техника. Предоставлено автором

«Меня всегда волновал вопрос, что представляет собой человеческое существо. В поисках ответа на этот фундаментальный вопрос великие умы прошлого создали идею утопии, идеального представления о мире, в которой соединяются наши желания, страхи, достоинства и недостатки, наши различия и возможности. И хотя в своих поисках я находился под влиянием идеи гетеротопии (термин, введенный в интеллектуальный оборот Мишелем Фуко), утопии реально существуют в нашей жизни и в нашем обществе, и для меня становится первостепенным определить мою собственную утопию, мое собственное видение мира», — говорит о своем творчестве Сюнсукэ Франсуа Нандзё.

На создание проекта «Лес забвения» (2015) его вдохновил роман Сэйтё Матцумото «Пагода волн» (1959), главная героиня которого покончила с собой у подножия горы Фудзи, в лесу Аокигахара. Этот лес — одно из немногих мест в Японии, не тронутых человеком. Во многом благодаря роману Матцумото он стал в коллективном сознании аналогом древнегреческой Леты — реки забвения, пограничным пространство между настоящим и потусторонним, материальным и ничем, адом и садами Эдема. Идеальным местом для тех, кто ищет забвения и хочет исчезнуть из памяти других. «Этот лес зачаровал меня. Из всех лесов, где я побывал, этот — самый странный, фантастический и самый живой, потому что он хранит память обо всех, кто там заблудился. Лес защищает их своей чащей, превращая их отчаяние в жизненную энергию».

Сюнсукэ Франсуа Нандзё. Из проекта «Лес забвения». 2015. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором

Инсталляция «Лес забвения» собрана из десятков фотографий, сделанных в лесу Аокигахара, перекомпонованных, обработанных и создающих ландшафт, который существует только в воображении художника — воображаемый лес. В пространство, связанное не со смертью, а с жизнью, воображением и мечтой.

Работа над проектом «Искусство войны» (2015) началась в 2013 году, когда Нандзё стал собирать спутниковые фотографии рельефов земного шара и замечать на них разные странности — пустоты, размытости, следы обработки. Как выяснилось позже, в этих местах размещались военные базы или другие стратегические объекты. Собрав терабайты фотографий, художник «сшил» их в один файл. Добавляя горные массивы, стирая озера, размещая на карте города, дороги, скрытые военные базы, художник создал свой виртуальный континент, воплотив его в виде масштабной скульптуры.

Выставка пройдет с 15 апреля по 9 мая 2016

Выставка Александра Веревкина «Связь с Орионом»

Идея проекта «Связь с Орионом» (2012) Александра Веревкина тоже возникла во время работы со спутниковыми снимками. Обнаружив на одном из них явную аномалию, художник решил провести собственное расследование, расспросив о ней встретившихся людей в этом районе.

Александр Веревкин. Связь с Орионом. 2012. Предоставлено автором
Александр Веревкин. Связь с Орионом. 2012. Предоставлено автором

Автор о проекте: «На спутниковых фотографиях одного городского района я обнаружил странную вещь – что-то вроде белого пятна. Оно частично перекрывало дома и кусок парка. Я пошел туда, чтобы узнать, что это может быть, и расспросил об этом явлении людей, которых там встретил».

Александр Веревкин. Связь с Орионом. 2012. Предоставлено автором
Александр Веревкин. Связь с Орионом. 2012. Предоставлено автором

Выставка пройдет с 15 апреля по 9 мая 2016

 

Все выставки открываются 15 апреля
Мультимедиа Арт Музей
Москва, Остоженка, 16