АФИША

6 интересных выставок, на которые еще можно успеть

6 интересных выставок, на которые еще можно успеть

В Москве завершается сразу несколько интересных выставочных проектов, посвященных самым разным темам: архитектуре, живописи, быту, современному искусству. Одни из них стали выдающимися событиями целого года, другие были приурочены к особой дате, но все они определенно стоят посещения. Так что если вы так и не нашли свободного вечера — у вас еще остается последний шанс!

Фото: Jeffrey / Flickr https://www.flickr.com/photos/jb912/
Фото: Jeffrey / Flickr https://www.flickr.com/photos/jb912/

«В блеске золота и хрусталя»

До 31 января 2016
Дарвиновский музей, Москва, ул. Вавилова, д. 57

Фото: Государственный Дарвиновский музей
Фото: Государственный Дарвиновский музей

Те, кому не хватило новогоднего настроения, могут воспользоваться последним шансом и успеть на совместную выставку Дарвиновского музея и Музея елочной игрушки «Клинское подворье». Экспозиция знакомит гостей с историей новогодней атрибутики, в том числе и знаменитой советской елочной игрушки. В основе выставки — более 200 елочных украшений 1930—1960-ых годов из Музея елочной игрушки «Клинское подворье», а также новогодние открытки и карнавальные маски из папье-маше из частных коллекций. В стекле новогодних игрушек будто бы отражается и сама история СССР: от багряной пятиконечной звезды – символа новой власти – до первых покорителей космоса. На выставке также представлены коллекционные игрушки на сказочную тематику, выпущенные к 120-летнему юбилею А. С. Пушкина, стеклянные часы из кинофильма «Карнавальная ночь», ватные, стеклянные, пенопластовые «достижения народного хозяйства» и многое другое. А жизнерадостные ушастые и хвостатые герои новогодних открыток напомнят о замечательном советском художнике Владимире Ивановиче Зарубине.

«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»

До 24 января 2016
Третьяковская галерея, Москва, ул. Крымский Вал, 10, залы 60–62, 80–82

До закрытия главного проекта Третьяковки 2015 года остается всего неделя: последний шанс для тех, кто собирался, но не успел. Выставка посвящена Валентину Серову (1865–1911), одному из наиболее любимых русских художников, ключевой художественной фигуре своего времени. Серов не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда, а универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века. Выставка демонстрирует лучшие произведения мастера, благодаря которым художник обрел всеобщую любовь — как великосветских особ, так и художественной элиты своего времени, как приверженцев реалистической традиции, так и ценителей авангарда.

Экспозиция начинается с пленэрных полотен второй половины 1880-х годов, написанных по-своему, но в манере близкой импрессионистам, продолжается в портретах модерна и декоративных портретах 1900-х годов, а завершается произведениями 1911 года, в которых мастер приближается к выразительности экспрессионизма. На выставке представлена не только живопись и графика, но и театральные работы Серова, а также его редко экспонируемые шаржи, изображающие друзей и знакомых Серова, известных художников, поэтов, артистов: И.Э.Грабаря, Л.С.Бакста, С.П.Дягилева, М.А.Кузмина, И.Л.Рубинштейн и других, а также шарж-автопортрет «Скучный Серов» (1910–1911, Третьяковская галерея), в котором Серов сумел горько и иронично взглянуть и на самого себя. А завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова — портрет Иды Рубинштейн. Есть на выставке и документальный раздел — письма и фотографии художника.

«Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»

До 7 февраля 2016
Музей современного искусства «Гараж», Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32

Экспозиция посвящена серии выдающихся скульптур-энвайронментов, созданных Буржуа за последние двадцать лет ее жизни. Посетители Музея увидят более 80 работ художницы: инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ. Наряду с ними «Гараж» представит две масштабные скульптурные работы Луиз Буржуа: на площади перед Музеем будет установлен монументальный бронзовый паук Maman (1999), а в Атриуме «Гаража» впервые в мире будет показана инсталляция «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007).

Каждая «Клетка» представляет собой уникальный микрокосм, наделенный индивидуальными чертами, и охватывает широкий спектр эмоций и ассоциаций. Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения. Буржуа часто говорила, что воспоминания о непростом детстве послужили источником многих мотивов и явлений в ее творчестве, таких как архитектура, тело, память, органы чувств.

«От мечты до старта»

До 28 января 2016
Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва, Манежная площадь, д. 1

Выставка посвящена истории и развитию ракетно-космической отрасли в СССР: посетителям покажут работы о главных событиях в сфере российской космонавтики — о первых искусственных спутниках Земли и Луны, первой мягкой посадке на Луну, о первооткрывателе космоса – Юрии Гагарине. Герои выставки — легендарные инженеры ХХ века: К. Э. Циолковский – основоположник космонавтики; В.П. Бармин – конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов; А.Ф. Богомолов – специалист в области разработок радиоастрономических и радиофизических комплексов; В.П. Глушко – один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; С.П. Королев – главный организатор производства ракетно-космической техники, основоположник практической космонавтики; В.И. Кузнецов – конструктор в области ракетной гироскопической техники; Н.А. Пилюгин – конструктор в области систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами; М.С. Рязанский – конструктор в области ракетно-космической техники.

«Зеркала»

До 24 января 2016
Московский музей современного искусства, Москва, Ермолаевский переулок, д. 17

Тимофей Колесников. Алиса Фрейндлих, 2015. Фото: ММСИ
Тимофей Колесников. Алиса Фрейндлих, 2015. Фото: ММСИ

В ММСИ завершается проект «Зеркала», состоящий из трех выставок, посвященных IX Международному кинофестивалю им. А. Тарковского. В рамках проекта представлены выставка эскизов к фильмам легендарного режиссера Андрея Тарковского («Сталкер», «Солярис», «Зеркало»), кадров из фильмов и фотографий со съемок, выставка Тимофея Колесникова «Отражения», которая соединяет прошлое и настоящее в серии фотографий, сделанных на кинофестивале в 2015 году, а также программа видео-арта, подготовленная куратором Антонио Джеузой.

Выставка «Тарковский: киногерои и образы» на втором этаже ММОМА в Ермолаевском переулке приглашает зрителей погрузиться в воспоминания и размышления о знаменитых фильмах режиссера. Экспозиция ранее была представлена на IX Международном кинофестивале Андрея Тарковского «Зеркало» в Плёсе. Здесь представлены фотографии и эскизы Нэлли Фоминой — художника по костюмам, работавшей с режиссером над картинами «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». А на выставке «Отражения», которая занимает третий этаж, перед посетителями предстают образы гостей и участников фестиваля Тарковского — от легендарных Алисы Фрейндлих и Александра Сокурова до победителя Гран-при кинофестиваля «Зеркало»-2015, китайского режиссера Мяоянь Чжан, созданные фотографом Тимофеем Колесниковым. Зеркальное оформление выставки продолжает тему фотопроекта и будто создает коридор между прошлым, настоящим и будущим: коридор, где живут те, кто вошел в историю, и те, кто, возможно, станет легендой в будущем.

 

«Большой стиль Наума Грановского»

Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Болотная набережная, д. 3, стр. 1
До 24 января 2016

Фото: Центр фотографии им. братьев Люмьер
Фото: Центр фотографии им. братьев Люмьер

Выставка объединяет более 100 культовых работ главного архитектурного фотографа сталинского ампира, а также снимки из поездок по городам СССР, найденные в его архивах и ранее не представлявшиеся широкой публике.

Опираясь на фотографическое наследие одного из главных архитектурных фотографов сталинского периода, выставка показывает, как выстраивался визуальный образ крупных советских городов, а также дает современный комментарий «большому стилю» в фотографии и в архитектуре — сталинскому неоклассицизму, сменившему в архитектуре авангард.

В 1931 году был принят план реконструкции Москвы, затем началось большое строительство по всему СССР. В это время Наум Грановский уже работал как ведущий фотограф «Изогиза» — издательства, для которого архитектурная съемка столицы была одним из важнейших приоритетов. Вплоть до самой войны Грановский очень много снимал Москву. А после войны, уже будучи корреспондентом «Фотохроники ТАСС», начал снимать по всему Союзу (Волгоград, Киев, Минск, Смоленск, Владимир, Куйбышев, Воронеж, Кишинев, Баку, Тбилиси, Рига), однако не оставил и свою основную «столичную» тему.

Черты фирменной съемки Грановского: высокая точка съемки, перспектива уходящего в даль проспекта, высокая линия горизонта, позволяющая дать панораму города, и строго выстроенная композиция. Ноне только в верхней точке съемки было дело!Грановский сумел балансировать на той тонкой грани, на которой вид города, с одной стороны, остается подлинным, с другой – концентрирует в себе образность символа.


Комментарии
или войти с помощью: